Выставочная новелла: краткое содержание 50 серий
Конфликт вокруг выставочного бренда Отдых/Leisure тянется несколько месяцев и когда в очередной раз всплывает на страницах СМИ, то воспринимается как своеобразный телесериал. Вроде бы на экране знакомые лица, но многие зрители потеряли нить повествования и не помнят, из-за чего сыр-бор, кто с кем враждует, кто кому приходится родственником.
Между тем выставочная новелла близится к кульминации: через несколько недель на разных экспозиционных площадках Москвы пройдут два одноименных форума. Профессионалов туристического рынка активно зазывают на оба мероприятия. Чтобы вам было легче сориентироваться, публикуем краткое содержание сериала под названием «Право на «Отдых». Никаких эмоций и режиссерских изысков – только факты.
Как все начиналось
История отношений между фигурантами конфликта началась в 1995 г., когда австрийская компания MSI и российская «Евроэкспо» были вполне благополучной семьей, давшей жизнь первой осенней туристической выставке Отдых/Leisure.
ITE Mosсow, учрежденную британской ITE Group, ради красного словца можно бы назвать их врагом, но на самом деле открытого противостояния между ними не было. Скорее вооруженный нейтралитет: англичане работали с российским туристическим рынком весной, привлекая экспонентов на выставку MITT, а австрийцы собирали свой урожай осенью.
Так продолжалось 11 лет, но в 2006-м ситуация резко изменилась. MSI и «Евроэкспо» расстались, а место российской компании в интернациональной семье занял бывший «недруг» – ITE. При его участии MSI отныне решила проводить традиционную выставку Отдых/Leisure, только не в «Олимпийском», как прежде, а в Экспоцентре. В свою очередь «Евроэкспо», заручившись серьезным административным ресурсом, заявила одноименный проект в «Крокус Экспо».
За разводом, как положено, последовал раздел совместно нажитого имущества. Оно состояло из названия мероприятия, его логотипа и статуса организато-ра. Сделать широкий жест и оставить все бывшему партнеру не пожелала ни одна из сторон конфликта, поскольку каждая считала и продолжает считать это добро своим.
А чье оно в действительности? Бесхозное слово
В поисках хозяина двуязычного названия выставки обратимся к Закону «Об авторском праве и смежных правах». В нем сказано, что словесные обозначения могут быть зарегистрированы в качестве товарного знака, который непременно должен иметь владельца.
Но сегодня, на 13-м году жизни отраслевого форума и спустя месяцы после разрыва бывших партнеров, слова «Отдых» и «Leisure» ни за кем не числятся. Дело в том, что их невозможно запатентовать ни вместе, ни по отдельности, ни в России, ни за рубежом: они являются общеупотребимыми, а этот признак законодательство относит к абсолютным основаниям для отказа в регистрации.
Получается, что по закону название выставки Отдых/Leisure бесхозное – бери и пользуйся, кто хочешь. Что, собственно, и произошло.
Логотип преткновения
С визуальным образом форума ситуация более или менее ясная, хотя и не беспроблемная.
Владельцем товарного знака № 191187 – той самой стилизованной фигуры «летящего человека» (или, как ее называют некоторые, «человека без головы») – с 2000 г. является австрийская выставочная компания MSI, а с 14 августа 2006-го – ее московский офис. После подписания в ноябре прошлого года соглашения о сотрудничестве по организации выставки Отдых/Leisure между MSI и ITE хозяин логотипа разрешил новому партнеру применять его при подготовке и проведении мероприятия.
Вскоре компания MSI закрепила свои права на бренд, подав иск к «Евроэкспо» о запрещении использования «летящего человека» и выиграв суд.
Однако «Евроэкспо» предприняла контратаку: обратилась в Палату по патентным спорам с просьбой досрочно прекратить правовую защиту этого товарного знака на том основании, что его… не применяли пять лет. И 7 мая коллегия Палаты удовлетворила это требование.
Спустя две недели «Евроэкспо» организовала двум туристическим порталам утечку информации: правовая охрана с логотипа выставки Отдых/Leisure снята, такого бренда больше не существует и спор между бывшими партнерами о праве на «Отдых» завершен. О чем и поторопились сообщить журналисты.
Но выводы оказались преждевременными. Согласно Правилам подачи возражений и заявлений и их рассмотрения в Палате по патент-ным спорам решение коллегии вступает в законную силу только спустя два месяца и лишь после утверждения главой Роспатента. Даже если руководитель ведомства согласится с мнением заседателей и защита с «летящего человека» действительно будет снята, очевидно, что юристы MSI начнут процедуру обжалования в арбитражных судах всех инстанций, вплоть до Высшего. На это могут уйти месяцы и даже годы, и все это время решение будет считаться не вступившим в законную силу, а товарный знак – числиться за своим владельцем, компанией MSI.
Кстати, сейчас на сайте Роспатента в открытом Реестре российских товарных знаков и знаков обслуживания датой окончания свидетельства MSI на бренд значится 30 декабря 2009 г. Да и в «Евроэкспо» не спешат воспользоваться «выигранным» логотипом.
Спорный статус
Третий и, пожалуй, основной нематериальный актив распавшейся семьи – статус организатора выставки. На него, как на решающее доказательство своей правоты, ссылаются оба участника конфликта. Правда, однотипные заявления о том, что «мы – бессменные и единственные», ясности потенциальным экспонентам и посетителям не добавляют.
В попытках вычислить легитимного владельца выставки закон не поможет: понятия «организатор» нет ни в одном нормативно-правовом акте – за исключением разве что Уголовного кодекса, дающего определение организатора… преступления. Но эта отрасль права, по счастью, не имеет отношения к данному спору.
А вот кодекс профессиональной этики Международного союза выставок и ярмарок дает три основных признака организатора выставки.
Первый – это владение «всеми правами на разработанную концепцию, тематику и наименование выставки», которое, как мы убе-дились, на Отдых/Leisure оформить невозможно.
Второй – формирование состава участников путем предоставления им на договорных условиях выставочной площади и оказание самостоятельно или через партнеров комплекса услуг для демонстрации экспонатов. Этот признак в АО «Евроэкспо» относят на свой счет, поясняя в ряде СМИ, что все годы существования форума компания являлась держателем контракта на выставочные площади и, соответствен-но, плательщиком, а также несла все остальные расходы по проведению мероприятия.
Но тут есть одна важная деталь. Рассматривая иск MSI к «Евроэкспо» о запрете использования товарного знака, арбитражный суд установил, что между истцом и ответчиком «существовали длительные хозяйственные отношения по организации ежегодных выставок Отдых/Leisure… о чем свидетельствуют… договоры возмездного оказания услуг по обеспечению выставок». Иными словами, компания «Евроэкспо» арендовала и оплачивала выставочные площади по поручению MSI, что указывает совсем на другой ее статус – оператора (ответственного исполнителя) экспозиции. Таким образом, на основании установленных судом фактов под определение организатора, принятое в выставочном сообществе, подпадает MSI.
Самоназвание
А как называли себя сами бывшие партнеры во времена, когда они были вместе? Полистаем каталоги выставки.
С 1995 по 1998 г. на обложках фигурирует только логотип MSI.
В 1999–2000 гг. к нему прибавляется фраза «организаторы выставки» и их краткий перечень: MSI Vertriebs GmbH (Австрия) и Московское выставочно-конгрессное агентство (МВКА).
С 2001-го этот список расширяется. В него впервые включены АО «Евроэкспо», а также Управление делами Президента РФ ГУП «Сеть Президент-отелей и здравниц Руси».
В 2002–2003-м – возврат к лаконизму: слово «организаторы» и логотипы МВКА, MSI и «Евроэкспо».
С 2004-го на обложках остаются только двое – MSI и «Евроэкспо», а с 2005-го здесь появляется знак UFI – Всемирной ассоциации устроителей выставок, выдавшей выставке Отдых/Leisure свой сертификат (в нем организатором форума указан MSI).
При этом в модульной рекламе, размещенной внутри каталогов 1998–1999 гг., АО «Евроэкспо» позиционирует себя следующим образом: «Генеральный подрядчик выставок, организуемых в России австрийской фирмой MSI Vertriebs GmbH», а в качестве своей специализации указывает «широкий спектр услуг в сфере дизайна и строительства выставочных стендов».
На визитных карточках Виолетты Тулич, которая сегодня является директором «Отдыха» в компании «Евроэкспо», в прежние времена стоял логотип MSI, а должность называлась «заместитель директора Московского бюро».
Те же знаки отличия можно найти на плане «рассадки» экспонентов 10-й выставки Отдых/Leisure 2004, которая проходила 22–25 сентября в спорткомплексе «Олимпийский»: логотип MSI, далее надпись: «Офис MSI в Москве», адрес – Арбат, 35, и электронный адрес violetta@msiexpo.ru. Сегодня с этого доменного имени происходит автоматическая переадресация на сайт «Евроэкспо».
А на самом деле…
Экспоненту не так уж важно, какой из «Отдыхов» – тот самый, 13-летней выдержки. Их интересуют другие вещи, в том числе: сколько посетителей придет на выставку и какой будет эта аудитория. И можно точно сказать, что путаница с названия-ми и одинаковыми рекламными модулями не добавляет организаторам нового «Отдыха» шансов собрать на свой дебют полноценный состав гостей.