7 сентября стало известно о проблемах агентской сети Global Club, которую развивало ООО «Глобал-Тревел Интернэшнл» (ГТИ). Компания оказалась не в состоянии исполнить обязательства перед туристами и субагентами. Вопросы: что произошло и кто будет компенсировать потери?
Сколько «своих» туров?
Уже в понедельник, 10-го, в офисе компании турагентствам, представляющим интересы туристов по доверенностям, начали выдавать документы, необходимые для обращения в страховую компанию ГСК «Югория» с заявлениями о возврате денег по договору гражданской ответственности туроператора. Дело в том, что ГТИ в своей структуре имела туроператорское подразделение, внесенное в Единый реестр. Срок действия финансового обеспечения на сумму 30 млн рублей – до 7 сентября 2013 года.
На момент сдачи номера в печать (11 сентября) в «Югории» ситуацию не комментировали, ограничиваясь фразой «будем действовать согласно законодательству». Однако для наблюдателей было очевидно: рассчитывать на компенсации смогут, скорее всего, только те туристы, в чьих договорах в качестве туроператора значился именно ГТИ, а не другие компании. И таких «счастливчиков» не может быть много, так как собственный туроператорский бизнес у ГТИ ограничивался всего несколькими странами вроде Франции, причем блоки не превышали 5–10 мест.
Основная деятельность проблемной фирмы заключалась в перепродаже туров «Пегаса», «Анекса», ICS Travel, «Лабиринта», «Санмара». Центр бронирования фактически был «прокладкой» между ними и небольшими агентами, консолидировал их заявки и платежи, привлекая повышенной комиссией 12%. Себе компания оставляла все, что удавалось выбить у туроператоров сверх этой планки, включая бонусы за объемы. Кроме того, фирма пыталась зарабатывать на франчайзинге, продвигая марку Global Club.
Кому придется платить?
Независимый эксперт в области страхования Елена Скуратова отметила, что «Югории» предстоит разобраться в истинном авторстве несостоявшихся туров. И к сожалению, есть очень большая вероятность, что страховщик откажется удовлетворять претензии туристов, если их пакеты перекупались у других туроператоров. Так поступила СК «Евросиб-Страхование» в отношении клиентов «Альфа Вояж» осенью прошлого года, точно так же действовала и МСК, куда потянулись туристы после краха санкт-петербургской фирмы «Магазин хороших и честных путевок» (МХП).
Вместе с тем, по словам руководителя претензионно-искового отдела ЮА «Персона Грата» Александра Байбородина, ряд туристов, пострадавших от деятельности «Альфа Вояж», успешно обжаловали отказ страховщика в судебном порядке, и тому все-таки пришлось раскошелиться. Именно поэтому эксперт указывает, что основания для запуска механизма страховых выплат имеются. «В данном случае рекомендую агентствам по доверенности туристов или самим клиентам получить от оператора документы о неисполнении обязательств по конкретным заявкам. Ведь компенсации турагентам от страховщика законодательно не предусмотрены», – советует юрист.
Кроме «Югории», клиенты разорившейся компании наверняка попытаются предъявить претензии и туроператорам, у которых она выкупала туры. До недавнего времени иски туристов по возврату средств суды удовлетворяли по-разному. В одних случаях обязательства по возмещению ущерба возлагались на туроператоров, в других – на турагентов. Исход был непредсказуем. Однако постановление Пленума Верховного суда РФ от 17 июня ликвидировало разночтения: ответственность за качество исполнения обязательств по договору однозначно возложена на туроператора, сформировавшего турпродукт. Агентство же отвечает только величиной своего агентского вознаграждения.
Размах будущих судебных тяжб на момент сдачи номера оценить было трудно. По сведениям пресс-секретаря Ростуризма Ирины Щегольковой, обращений по поводу ГТИ поступило немного. Туроператоры тоже говорили только о единичных неоплаченных заявках.
Виноват не банк
Еще один актуальный вопрос, который активно обсуждался сразу после дефолта ГТИ: почему потерпел крушение розничный проект, чьи риски в сравнении с туроператорским бизнесом несоизмеримо меньше? В самой компании одной из основных причин называют задолженность кредитору – Русславбанку, по некоторым сведениям, 13 млн рублей. Но версия эта неубедительна: зачем вообще нужен был кредит? «Затратная часть таких компаний сведена к минимуму, крахом может послужить разве что «человеческий фактор» – неэффективное управление», – считает один из экспертов.
Сергей Новиков, бывший директор по франчайзингу компании «Глобал-Трэвел», от которой в 2010 году отделился проект «Глобал-Тревел Интернэшнл», считает, что сказался целый ряд факторов. Это неразумные скидки, не оправдавшая себя продажа туров в кредит, а также последствия работы с обанкротившимися компаниями.
Однако другие эксперты не исключают, что главная причина – нецелевое использование оборотных средств. Возможно, деньги ушли на «некий другой проект», оказавшийся слишком рискованным. А ухудшить ситуацию могло сокращение денежных поступлений, связанное с окончанием летнего сезона.
Питательная среда
Закономерен «итоговый» вопрос: жизнеспособна ли сама модель турбизнеса, основанная на привлечении субагентов? Участники рынка высказывают два противоположных мнения. Одни эксперты полагают, что череда дефолтов туроператоров-«прокладок» говорит сама за себя: сложные посреднические схемы становятся все более рискованными. Причем как для субагентов, так и для туроператоров. И поэтому центры бронирования со временем вымрут, так как спроса на их услуги не будет.
Другие наши собеседники уверены в обратном. Они считают, что такие компании жизнеспособны, так как берут на себя обработку заявок, консультации и взаиморасчеты со множеством мелких ТА, что упрощает жизнь крупным туроператорам, дает им объемы и возможность сэкономить на операционных расходах. Убедительным аргументом выглядит мнение одного из экспертов, занятого сетевым агентским бизнесом: «До тех пор пока центры бронирования будут предоставлять повышенные комиссии, пользуясь заинтересованностью туроператоров, схема останется актуальной для рынка. Это своего рода «питательная среда» для начинающих агентств (учитывая сильную ротацию в рознице), которые не могут рассчитывать на большие комиссии, сотрудничая с ТО напрямую».