Для тех, кто не поедет на Сейшелы
Нельзя игнорировать очевидное: лозунг о необходимости развивать внутренний туризм, звучащий со всех трибун, уже вызывает в профессиональной и клиентской среде... как минимум раздражение, перерастающее в протест, резонирующее в СМИ эхом чуть ли не народного гнева. В эпицентре этого информационного поля оказался Олег Сафонов: выдержка из налоговой декларации за 2014 год плюс эффектно выдернутая из контекста цитата – и вот уже на change.org размещена петиция за отставку главы Ростуризма.
Но если абстрагироваться от эмоций, то приходится признать: именно внутренний туризм даёт туристическому бизнесу надежду на выживание.
И его, правда, надо развивать. Утопичны идеи о том, что он будет сам расти на политических дрожжах, что «никуда люди не денутся, поедут в Крым и Краснодарский край вместо Турции и Египта». Эксперты в это не верят. «Потребитель более консервативен, чем думают чиновники», – считает гендиректор компании «Дельфин» Сергей Ромашкин. По его оценкам, не более 15–20 % туристов, которые раньше выезжали за границу, готовы по умолчанию переориентироваться на российские курорты. Остальные, лишившись возможностей для привычного отдыха, скорее, никуда не поедут. В то же время старожилы отечественных пляжей могут остаться дома по экономическим причинам – цены растут, а доходы падают.
Вот этот фактор – повышение ценовой планки во внутреннем туризме – на самом деле, ключевой. Судя по предварительным итогам контрактинга на лето-2016, услуги гостиниц, пансионатов, санаториев подорожают на 10–15 %, говорит Оксана Булах, замгендиректора туроператорской компании «Алеан».
Сергей Стребков, руководитель департамента внутреннего туризма НТК «Интурист», говорит, что по ряду объектов подорожание достигает 30 %: «Как только закрыли Турцию и Египет, аппетиты предпринимателей выросли – они ждут ажиотажного спроса в предстоящем сезоне».
Кроме того, играет роль опыт прошлого сезона: управляющие объектов, которые тогда хорошо загружались, сейчас смелее других поднимают тарифы. «Один отельер из Анапы, которого мы летом активно продвигали, сейчас проиндексировал прайсы на 50 %! Просто на том основании, что ему нужны деньги, – рассказывает гендиректор «Мультитура» Алексей Высоканов. – Но это, конечно, исключение. В среднем, по моим оценкам, контрактные цены повышаются на 10–20 %».
В административных кругах, что бы ни говорили оппозиционеры и антикоррупционеры, есть понимание: в таких условиях внутренний туризм сам по себе развиваться не будет. Надо стимулировать. Как? Об этом 7 декабря шёл разговор с туроператорами на совещании у Олега Сафонова. И в прошлую пятницу, 4 декабря, у помощника президента Игоря Левитина.
Если власть хочет услышать бизнес – это же хорошо, так? Давайте же подкинем идей. Предлагаем устроить на HotLine.travel мозговой штурм: что может сделать государство для развития внутреннего туризма.
Вот несколько предложений навскидку от экспертов, которых мы процитировали в этой публикации.
1. Давно обсуждается идея убрать НДС на перевозки в курортные регионы. Может, пора реализовать?
2. Нужны также налоговые льготы для объектов размещения. Они активно работают три, максимум четыре месяца в году, а налоги платят за все двенадцать.
3. Есть опыт зарубежных стран, которые частично дотируют чартеры из России – на старте и финише сезона, когда проблемы с загрузкой туроператорам фактически гарантированы. Почему бы не позаимствовать?
4. Субсидированная регулярная перевозка из регионов – хорошая тема. Давайте развивать.
5. Туроператоры, выкупающие блоки в российских объектах размещения, нуждаются в кредитных средствах. Возможно, государство обеспечит им специальные ставки? Ведь деньги в итоге всё равно вливаются в экономику курортов?
6. И больше рекламы российских курортов на центральных телеканалах – в феврале-марте. Рекламы талантливой и убедительной.
Что ещё можно сделать для развития внутреннего туризма? Пожалуйста, пишите в комментариях к этой публикации. Отставку Сафонова чур не предлагать.