Полетные планы туроператоров - это картинка, довольно точно отражающая нынешнюю ситуацию на рынке. Конкуренция усиливается – прежде всего, между авиакомпаниями. Предложений много. Где бы еще найти столько туристов?
Открытое небо
Лето прошло под знаком либерализации воздушного пространства. Европейская гегемония «Аэрофлота» ушла в прошлое. Рим, Милан, Париж, являющиеся «хлебными маршрутами» нацперевозчика, превратились в конкурентные направления. Кроме «Трансаэро» с российской стороны на линии вышли французская Aigle Azur и итальянская Blue Panorama. И все – с регулярными рейсами.
Сначала о Франции. На первый взгляд, 7 частот в неделю от «Трансаэро» в Париж – это не тот объем, который мог бы серьезно повлиять на рынок. Но, с другой стороны, блоки мест у перевозчика взяли «тяжеловесы» - «Библио Глобус» и «Натали Турс».
«Пока сложно прогнозировать ситуацию, - считает Ирина Лурье, директор по туризму из TravelSystem. – Но вряд ли стоит ожидать ценовой экспансии. Вопрос даже не в перевозке, а в отельной базе Парижа».
С коллегой согласен и Антон Зверев, директор по продажам и маркетингу из Unex: «Французские принимающие компании довольно консервативны, предпочитают работать со старыми партнерами, рынок отелей поделен».
В целом, эксперты надеются на адекватный подход – Париж, конечно, стоит мессы, но не сломанных копий.
В Италии для туроператоров ситуация иная. «Ощущается некоторый переизбыток перевозки, - отметила г-жа Лурье. – «Блочные» сезонные предложения «Трансаэро» превысили объемы прошлого года. Скорее всего, пострадают чартеры в Римини». Понятно, что при практически равных тарифах, туристы выберут «регулярку». Эксперт уточнила, что эта тенденция уже наблюдалась летом, «а зимой, мне кажется, чартеры вообще будут гореть».
Кроме того, на итальянском направлении ожидается и своя интрига. В начале декабря планирует возобновить полеты печально известная Wind Jet. При удачном стечении обстоятельств перевозчик получит новое имя – Aero Linee Siciliane.
Максим Приставко, зам. гендиректора «Джет Тревел», считает, что шансы на возвращение Wind Jet высоки: «На острове просто нет другого перевозчика, а паромное сообщение обеспечивает нужды лишь 10% пассажиров. Wind Jet не объявлял себя банкротом, он лишь приостановил полеты в связи со сложной финансовой ситуацией. Кроме того, действующая авиакомпания – это рабочие места, что также важно для Сицилии». Эксперт добавил, что «в отношении российских туроператоров, которым Wind Jet остался должен, ситуация относительно оптимистичная. Есть вероятность, что новый перевозчик сможет зачесть им суммы депозитов у других авиакомпаний, потраченные на перевозку туристов».
Вопрос: захотят ли туристы летать на Wind Jet?… Но, с другой стороны, при умелом маркетинге да при ребрендинге кто из клиентов будет столь пристально изучать детали и нюансы!
Где густо, а где - пусто
При общем движении в сторону демократизации полетов, есть и направления, которые по-прежнему трудно назвать конкурентными. В частности, речь идет о Будапеште и Карловых Варах.
По Венгрии ситуация такова, что сегодня туроператорам, даже с учетом стоимости трансфера, дешевле возить туристов через Вену, Дрезден и Ригу. Тариф до Будапешта у «Аэрофлота» гуманностью не отличается: туда – обратно около 20 тысяч рублей, для сравнения стоимость прямого перелета до Вены начинается от 8 тысяч рублей. Сейчас назначенными перевозчиками по направлению Москва – Вена являются «Аэрофлот» (21 рейс в неделю) и «Трансаэро» (семь рейсов). С австрийской стороны с аналогичной частотой летают Austrian Airlines и Niki Luftfahrt (плюс его партнер Air Berlin). Кроме того, по маршруту летает S7 Airlines (из Новосибирска, с посадкой в Москве), а также «Россия» (через Санкт - Петербург). Любопытно, что даже при таком широком ассортименте в сентябре авиавласти двух стран договорились о появлении еще одного перевозчика из Санкт-Петербурга (семь рейсов) и введении дополнительного рейса из Москвы. Вот это реальная конкуренция.
Так есть ли надежда на недорогой Будапешт? Только при условии, что на направление со стороны венгров кто-нибудь займет частоты обанкротившейся Malev. Такой авиакомпанией может стать венгерский низкобюджетный перевозчик Wizz Air. По крайней мере, разговоры об этом ведутся. Галина Скобельчихина, зам. директора по продвижению туристического продукта из «Веди Тур Групп», надеется, что Wizz Air получит допуски уже в этом сезоне: «Венгерское направление крайне нуждается в дополнительной перевозке. Спрос есть, потенциал тоже, особенно это касается термальных источников. Кроме того, Венгрия, как и Чехия, страна круглогодичного туризма, там отлично сочетаются цена и качество. Вопрос – насколько надежным окажется бюджетный перевозчик».
Если по венгерскому направлению рынок ждет не дождется альтернативной перевозки, то по Праге расклад прямо противоположный. «У нас все хорошо, нам новые игроки и передел не нужен», - примерно так можно выразить мнение экспертов.
Прошедшие переговоры между российскими и чешскими авиавластями, закончились лишь обменом любезностями и надеждой на дальнейшее сотрудничество. Иными словами, альтернативы нынешним назначенным – «Аэрофлоту» и «Czech Airlines» (CSA) – в ближайшее время не появится. Напомним, в качестве наиболее вероятных претендентов на линию Москва – Прага называли «Трансаэро» и S7.
Ирина Лурье, считает, что перевозки на Прагу вполне хватает, да и цены держатся на уровне рынка: «Сейчас направление продается относительно стабильно. Появление нового перевозчика могло вызвать некий дисбаланс в сложившейся конъюнктуре». Г-жа Лурье добавила, что Czech Airlines в этом сезоне подошли к туристам с вниманием: «Авиакомпания пересмотрела расписание, поставила удобные рейсы, в том числе из регионов. В частности, мы в этом сезоне будем делать программу из Уфы».
Совсем иной коленкор – по Карловым Варам. Это, как принято говорить, «чешская Ницца» перевозчика.
Согласно информации с сайта авиакомпании, билет туда-обратно обойдется примерно в 25 тыс. рублей. А чартеры «Аэрофлот» ставить не дает.
Однако на очередном аукционе по блокам мест на регулярные рейсы на зимний период, Карловы Вары продавались по стартовой цене в 300 евро за кресло, и, говорят, что блоки купили практически по этой стоимости.
С восточным размахом
В чем туроператоры проявили единодушие, так это во мнение, что, пожалуй, самым сложным направлением в этом сезоне будут Арабские Эмираты. Андрей Зорин, гендиректор Unexсказал прямо: «Объем заявленной на предстоящий сезон перевозки в ОАЭ превышает все разумные пределы, особенно из регионов. Общее количество запланированных кресел больше прошлогоднего почти на 50%. Эта цифра не имеет ничего общего с реальным потенциалом российского рынка и с номерным фондом отелей». По мнению эксперта, бюджетный «египетский» клиент, в большинстве своем, либо это направление не потянет, либо просто «не влезет» в то небольшое число экономичных пляжных отелей, которыми располагают Эмираты. Г-н Зорин добавил, что для уменьшения стоимости турпакета уже сейчас предлагаются такие варианты размещения, куда отродясь не ступала нога туриста. «В итоге не сведущий в эмиратской отельной базе менеджер турагентства может отправить туриста туда, куда верблюдов не гоняли или где проживают исключительно местные гастарбайтеры».
А Ирина Петрова, гендиректор «Солвекс-Трэвэл» более сдержана в оценках: «Всплеск на направлении произошел еще в прошлом году – операторы стали переводить туда свои египетские потоки. Так что никакой особой интриги я не вижу. Посмотрим, кто окажется победителем в этой гонке».
А посмотреть еще стоит и на то, как будут конкурировать Шарджа и Рас-Аль-Хайма, считает Алексей Емельянов, директор по авиаперевозке из «ИнтАэр». Он отметил, что в этот эмират из регионов вышли «Натали Турс», «Пегас туристик»: «Любопытно, сумеют ли они удержать это направление. С Шарджой условия примерно одинаковые. Только отелей в Рас-Аль-Хайме совсем мало».
Прирастем регионами
Растущая конкуренция, как в воздухе, так и на земле – это палка о двух концах. С одной стороны как бы благо для туриста, ему есть из чего выбирать. С другой – опасение, что направление может «прогореть».
В прогнозах на предстоящий сезон эксперты сдержаны – большинство из них считают, что будет совсем непросто.
Ведь сложностей объективно хватает. Как в целом по отрасли, так и на потребительском уровне.
Ирина Петрова выразила надежду, что участники рынка все-таки сохранят баланс спроса и предложений: «Нужно не только гнаться за объемами, но и зарабатывать».
Управляющий директор компании «Библио Глобус» Александр Тугулуков настроен еще более оптимистично: «Будем прирастать регионами. У нас запланированы масштабные программы из Сибири и Дальнего Востока. Освоение новых территорий – это развитие бизнеса. Надо работать, и все будет хорошо».
Добавим, что интерес к регионам проявляет не только «БГ». Редкий туроператор сегодня не заявляет цепочки из Екатеринбурга, Новосибирска, Казани, Уфы. Самое главное, чтобы в зимний сезон полетели все-таки самолеты, а не чьи-то головы.