Как достигаются низкие тарифы в лоукост-перевозке
Чемпион по дешевизне среди лоукостеров Европы – ирландская а/к Ryanair, у которой средняя цена билета составляет €35 в одну сторону. Она же возглавляет рейтинг всех перевозчиков континента по объемам пассажиропотока, а на четвертом месте в этом топ-листе – британская easyJet, чьи тарифы чуть выше, нежели у Ryanair.
За счет чего такие цены?
Вот основные отличия лоукост перевозчиков от авиапредприятий классической формации – по версии European Low Fares Airline Association (ELFAA, европейская Ассоциация бюджетных авиакомпаний).
Лоукостер | Перевозчик классической формации |
---|---|
Летает преимущественно во второстепенные аэропорты с низким трафиком | Задействует основные крупнейшие аэропорты, где выше все сервисные сборы |
Эксплуатирует воздушные суда одного типа (экономия на ТО), причем в максимальной комплектации | Формирует парк из лайнеров разного типа, на бортах имеет салоны разного уровня комфортности |
Совершает в основном короткие прямые перелеты | Летает по маршрутам различной продолжительности, в том числе со стыковками |
Не включает в цену билета питание на борту и транспортировку багажа. Все за дополнительную плату | Кормит, поит, по умолчанию принимает на борт чемоданы (с определенными ограничениями по весу) |
Достигает высокой оборачиваемости судов – до 25 минут между посадкой и взлетом (за счет низкого трафика в аэропортах, сокращении временных затрат на разгрузку-погрузку багажа и борт-питания) | Оборачиваемость воздушных судов выше – от 45 минут между посадкой и взлетом |
Использует в основном собственные каналы сбыта | Больше тратит на дистрибуцию, поскольку ведет как собственные, так и агентские продажи, реализует услуги посредством дистрибутивных систем и других каналов сбыта |
Экономит на персонале | Сотрудникам в среднем платит больше |
Мечты Майкла О’Лири
На чем не дали сэкономить гендиректору Ryanair
Кажется, он думает только о том, на чем бы еще сэкономить, и за свою креативность заслужил даже прозвище Человек-Карикатура. Вот несколько рацпредложений г-на О’Лири, которые вызвали большой резонанс на рынке.
В 2010 году О’Лири предложил сократить должность второго пилота на бортах Ryanair. Заявил, что если с командиром корабля в полете что-нибудь случится, то посадить самолет вполне сможет стюардесса. Но IATA признала эту идею небезопасной. Кстати, один из пилотов Ryanair выдвинул в прессе встречное предложение – заменить стюардессой самого Майкла О’Лири.
Другая идея великого экономиста – сделать туалеты на бортах авиакомпании платными. От этого отказались по причине протестов со стороны пассажиров.
Еще про туалеты. Один из двух санузлов на бортах Boeing 737-800 Майкл О’Лири предлагал ликвидировать, а вместо него установить шесть дополнительных кресел. За счет этого предполагалось снизить себестоимость перевозки на целых 5%. Но производитель воздушных судов – концерн Boeing – заблокировал это рацпредложение. Он же отверг еще одну инициативу Майкла – спроектировать самолеты со специальными поручнями, чтобы люди могли летать стоя. Сами пассажиры Ryanair, кстати, не возражали – ради экономии они готовы на многое.
А вот еще одна идея г-на О’Лири, которая характеризует его как маркетолога. В свое время он предлагал транслировать в самолетах Ryanair телепрограммы «для взрослых» и даже создавать на бортах соответствующую атмосферу (по мере возможности). Эта инициатива не была реализована, но активно обсуждалась в Интернете, в результате посещаемость сайта авиакомпании выросла на 25%, а продажи – на 10%.