Туроператоры прогнозируют, что летний сезон 2014 года будет тяжелым для всех компаний. В деталях своих прогнозов эксперты расходятся. К примеру, Александр Буртин, TEZ Tour, полагает, что серьезно упадут продажи европейских туров, тогда как спрос на Египет и Турцию будет очень хорошим. Глава DSBW Карен Гончаров считает, что удар придется по дорогостоящему продукту, тогда как общее количество бюджетных туров у всех вырастет. Некоторые специалисты уверены, что выдержать сезон смогут только те компании, у которых в портфеле есть хорошие объемы по турецкому и египетскому направлениям. При этом почти на каждый такой довод встречается обратное мнение: и что дорогие туры останутся в почете у клиентов, и что Европа хоть и просядет, но все-таки будет в зоне роста, и так далее.
Через несколько дней после конференции в онлайн-журнале стартовал опрос турагентств о том, как именно меняется структура спроса у них. На данный момент тройка лидирующих ответов выглядят следующим образом: 36% отметили, что спрос туристов упал на все без исключения выездные направления, 22% фиксируют проседание туров по цене выше среднего и еще 17% заметили снижение спроса конкретно на европейские туры. При этом 14% опрошенных не считают, что падение спроса вообще есть.
Аналогичный вопрос мы задали и нескольким сетевым агентским объединениям, которые представили разнящуюся статистику. В сети «1001 Тур» сообщили, что в сравнении с прошлым годом нет существенного падения спроса. "К примеру, Греция в марте по сравнению с прошлым годом упала на 3% , но это не говорит о том, что направление стало менее популярным, скорее цена продукта выросла; надеемся, что еще увеличатся продажи по направлению в апреле. В целом ситуация сохранилась. Единственное, что можно отметить по сравнению с прошлым годом – туристов стало меньше, чем в прошлом году в марте», - прокомментировала руководитель отдела по работе с туроператорами "1001 Тур" Ирина Левищева.
Вместе с тем, по данным «Сети МГП», спад по сравнению с прошлым годом действительно есть, и довольно заметный. Причем падает интерес к турам независимо от бюджета. «Негативный информационный фон вкупе с резким снижением курса рубля спровоцировали падение интереса к турпоездкам. Россияне с осторожностью ждут, как поведет себя национальная валюта в краткосрочной перспективе и пока воздерживаются от раннего бронирования», - пояснила представитель сети Ирина Гвоздева. Она также добавила, что туры с малой глубиной продаж реализуются лучше, а в апреле-мае ожидается скачек отложеного спроса.
Некоторые эксперты полагают, что пресловутый отложенный спрос уже вовсю реализуется прежде всего по турам на майские праздники, чему поспособствовал откат евро и доллара на позиции последних дней марта и начала апреля. Директор агентства «Евролэнд» Наталья Гончарук сообщила, что последнюю неделю наблюдается активность клиентов. «Растет спрос как на майские праздники, так вообще на лето и даже на осень. Интерес проявляют в первую очередь к пляжным направлениям, причем не только безвизовым: спросом пользуется Италия, Испания, Греция, особенно туры на острова. Экскурсионные туры по Европе тоже спрашивают, но в меньшей степени», - рассказала она.
В компании «Круиз-трэвел» соглашаются, что с момента, как рубль начал отвоевывать свои позиции, активность туристов заметно увеличилась. «На майские берут в первую очередь Европу. Но, вообще, нельзя сказать, что до этого спрос как-то сильно просел – он сохранялся на уровне прошлого года», - сообщил представитель агентства.
Ирина Лурье, директор по туризму компании TravelSystem, которая на прошлой неделе сообщила о том, что туроператоры по Чехии и «Чешские авиалинии» скорректировали полетку на майские, сократив перевозку с 16 до 2 бортов, пояснила, что рост спроса наблюдается лишь несколько дней и общей картины не изменяет. «На майские праздники у нас достаточно мест и повторная корректировка не требуется», - добавила она.
В то же время, генеральный директор сети «Спутник» Сергей Кулько сообщил, что в сравнении с прошлым годом есть некритичный спад на майские праздники. «На общую картину продаж повлияла Европа, спад заметный. По безвизовым направлениям, спрос на уровне 2013 г. или рост», - отметил эксперт.