Почему на рынке морских круизов продолжается выброс СПО?
Больше года назад катастрофа Costa Concordia ощутимо ударила по продажам морских круизов. В России эффект усилился еще и крахом «Ланты». Как чувствует себя этот рынок сейчас, на старте нового сезона?
Все эксперты отмечают главную тенденцию – предложение морских круизов по-прежнему опережает спрос. Предпосылки такой ситуации появились еще до 2008 года, когда рынок рос ударными темпами, а круизные компании заказывали на верфях все более крупные лайнеры. На схеме, которая приведена на соседней странице, видно, что все самые большие суда были построены в течение минувших пяти лет.
Процесс наращивания флота все еще продолжается, однако темп роста самого рынка в мире замедлился. Сильнее всего это ощущается в Европе, особенно в южных странах, где высок уровень безработицы, экономическая ситуация нестабильна, а потребители вынуждены сокращать свои расходы. Причем не только на отдых, а вообще на все. Один пример. По данным Ассоциации европейских автопроизводителей, в 2012 году количество новых автомобилей, зарегистрированных в ЕС, оказалось на минимальной отметке за последние 20 лет.
Аналогичной статистки по круизам нет, но кое-какие цифры назвал Максим Радионовский, руководитель «Бриз Лайн». По его словам, у европейских и американских агентов в сравнении с 2010–2011 годами падение продаж составляет до 40%.
Разумеется, кроме экономических причин сказалась катастрофа Costa Concordia и череда инцидентов с другими судами, которые раньше вряд ли бы привлекли столь пристальное внимание прессы. Ситуация в Европе ухудшилась еще и потому, что многие американские потребители круизов стались дома из-за подорожавшей авиаперевозки. Как результат, прошлым летом минимальная стоимость недельных круизов в Средиземноморье упала до отметки в €199. По словам Елены Кармановой, директор по маркетингу «Виа Марис», без демпинга обошлись только люксовые компании, но и те подстраивались, выдавая клиентам бесплатный бортовой кредит.
Туристам из России эта ситуация только на руку. Наши люди, несмотря на все свои страхи, охотно пользуются потоком спецпредложений: по итогам 2012 года рынок ощутимо вырос. Причем наблюдается усиление роли европейских компаний, которые в маркетинговом плане ведут себя активнее, чем американцы. Прежде всего это MSС, стремящаяся потеснить Costa Cruises. Илья Иткин, гендиректор PAC Group, привел цифры – количество круизников, отправленных на лайнеры MSC из России, возросло до 18 000, что на 68% превысило показатель 2011 года. Так как это достигнуто во многом за счет понижения среднего чека, в деньгах рост скромнее – плюс 13%.
Как долго у круизных компаний будет продолжаться аттракцион щедрости? Эксперты отмечают –до тех пор пока в Европе не отойдут на второй план новости об экономических проблемах. И, как мы видим на примере Кипра, пока этого не происходит.
Прямая речь
Эксперты – о тенденциях круизного рынка
Елена Карманова («Виа Марис»):
– Все очень оптимистично, наконец-то вернулась глубина продаж. Из других значимых тенденций наблюдаем «перетекание» круизных клиентов в более дорогие сегменты. Например, из класса стандарт в класс премиум. Для нас это отрадная тенденция, так как со временем цены обязательно поползут вверх, а обратный процесс перетекания из дорого класса в более дешевый если и происходит, то гораздо медленнее.
Максим Радионовский («Бриз Лайн»):
– Если «фольксваген» и «мерседес» будут стоить одинаково, что вы предпочтете? «Мерседес»! Так и с круизами. Туристы выбирают более дорогие каюты или компании. У этого явления есть побочный эффект – в круизы отправляются люди, которые за свои $500 хотят выжать все что можно».
Илья Иткин (PAC Group):
– В штаб-квартире MSC понимают, что низкой ценой можно привлечь, но не удержать. Поэтому сейчас внедряют на лайнерах разные новации, которые должны стать создать дополнительную потребительскую ценность. Шведский стол, например, в этом году стал более разнообразным и работает 24 часа».
Валентин Елисеев («Нептун»)
По сравнению с прошлым годом спецпредложений все-таки меньше. И откровенно бросовых цен на круизы уже нет. Это связано с тем, что история с Costa Concordia уже меньше волнует клиентов, прошло время. Что касается переизбытка судов – на мой взгляд, не это главное. На ценах больше сказывается глобальная социально-экономическая ситуация на ключевых рынках.