Кредитный вакуум и его последствия
Такое чувство, как будто туристический бизнес вошел в зону турбулентности: его трясет из-за процессов в общей атмосфере финансового рынка. Российские и зарубежные банки сокращают масштабы кредитования, и в первую очередь для отраслей с высокими рисками, низкой маржей, без серьезных материальных активов. По косвенным признакам уже можно сделать вывод: не сумев привлечь достаточно средств на организацию зимних программ, отдельные туроператоры применяют пирамидальные финансовые схемы, чтобы залатать прорехи в бюджетах. А те, кто в такие игры не играют, планируют антикризисные меры для адаптации в условиях глобального экономического кризиса.
Что происходит?
Еще до депрессии в мировой банковской системе эксперты предсказывали российскому туризму серийные банкротства (см. статью «DEtur-жавю» в «ГЛ» № 8 за 2008 г.). Многих подкосила прошлая зима в Египте, когда реальная конъюнктура полностью опровергла прогнозы бизнесменов. Потом был кризис амбиций на греческом направлении, объективно сложный сезон в Турции. К настоящему моменту игроки массовых рынков подошли отнюдь не в лучшей финансовой форме, не все смогли своевременно и полностью вернуть долги, взятые под летние программы. Таким компаниям было особенно сложно вести переговоры о займах на зиму. Но даже те, кто не омрачил свою репутацию, открыто признают: да, условия сотрудничества с банками изменились. «Сейчас они не склонны выделять новых кредитных линий, а действующие сохраняют для ограниченного круга проверенных клиентов, – говорит гендиректор VKO Group Эллада Пескова. – Здесь все зависит от кредитной истории компании, прибыльности и предсказуемости ее бизнес-модели. Кроме того, по нашей, российской, традиции очень большую роль играют также личные отношения с топ-менеджментом и акционерами банка».
Вице-президент «ИнтАэр» Алексей Сергеечев добавляет: «Сроки рассмотрения заявок на кредиты увеличились, а суммы уменьшились. Правда, нашу компанию это не затронуло». Другие эксперты отмечают, что даже для избранных повысились ставки: раньше они колебались в пределах 11–15% годовых, сейчас дельта составляет 14–20%. Так в России. Кредитоваться за рубежом по-прежнему выгоднее, но деньги подорожали и там. «В среднем с 4–6% до 5–7%», – продолжает г-жа Пескова, оценивая ситуацию по Испании и Чехии, где ее компания имеет собственные представительства.
«Мегаполюс турс» получает финансирование через cash pool профильного инвестора – швейцарского концерна Kuoni. «Весной нам была предложена ставка в пять с небольшим процентов, – говорит президент компании Эдуард Кузнецов. – Сейчас разговор может идти о 6–7%».
А как ведут себя инвесторы отечественные?
«Практически все корректируют свои планы, – утверждает Дмитрий Горин, партнер проектов «Инна тур» и «ВИП Сервис», действующий гендиректор «РЖД-тур». – Инерционные последствия кризиса затронут всю туристическую отрасль и будут ощутимы в течение как минимум года. Туроператорским компаниям стало сложнее привлекать инвестиционные средства под новые проекты и авансовые платежи как в отели, так и авиакомпаниям. Деньги стали дороже. В целом же по рынку, насколько мне известно, есть и другие проблемы: одни банки отказывают в предоставлении овердрафтов и кредитов, другие не только повышают ставки, но и требуют залогов, варианты с поручительством не рассматривают Имея опыт кризиса 98 года, я думаю, большинство фирм, многие годы работающих на нашем рынке, проведут антикризисное управление компаний, сократив опасные риски и неэффективные затраты».
Обобщая сказанное, отметим: стоимость кредитов вплотную подошла к критической для оперейтинга точке. По оценке Эллады Песковой, при 18% годовых турфирма еще может балансировать на грани рентабельности, остальное – уже за пределами экономического смысла.
Занять у клиента
Дополнительная сложность в том, что и контрагенты уже не готовы кредитовать операторов. По крайней мере, это касается перевозчиков и авиаброкеров: получить у них отсрочку по оплате чартерных емкостей теперь крайне сложно. «После того как была парализована работа KrasAir, аэропорты и топливозаправочные комплексы стали работать с авиакомпаниями только по предоплате. Соответственно, и сами перевозчики требуют с заказчиков рейсов деньги вперед, – комментирует Михаил Шаманов, гендиректор брокерской компании «Авиачартер». – В такой ситуации я тоже никому из туроператоров не отдаю блоки в кредит, даже близким друзьям. С одной стороны, это страхует меня от убытков на случай финансовых крахов, которые вполне вероятны. С другой стороны, мне просто нет смысла идти на уступки. Сейчас условия выставляет тот, кто располагает качественной перевозкой, потому что на высокие даты в России по-прежнему ощущается дефицит авиатехники, усугубившийся из-за все той же проблемы AiRUniоn».
Зарубежные хотельеры чувствуют себя не столь уверенно. Зима уже законтрактирована и предоплачена, но есть надежда, что они, констатируя снижение турпотоков из Англии и Германии, пойдут навстречу российским партнерам и дадут им отсрочку по долгам за летние программы. Речь идет прежде всего о Турции, на других рынках практика работы в кредит не столь широко применяется. В момент написания этой статьи завершалась турецкая чартерная навигация, близился период сведения счетов и, соответственно, контрактации на следующее лето. «Посмотрим, как поведут себя владельцы гостиниц. В принципе, они закрывают свои объекты с 1 ноября на всю зиму и могут подождать с долгами до весны, – полагает директор по продажам VKO Travel Геннадий Косарев. Но не факт, что все до этого момента дотянут.
Действительно, ведь надо еще собрать живые деньги на чартерные программы и прочие насущные нужды зимнего сезона. Именно с такой целью многие операторы сейчас усиленно пропагандируют early booking. По мнению Эдуарда Кузнецова, заранее низкие цены, 15–20-процентные комиссии на предварительные бронирования, требование 100- процентной предоплаты по всем турам вплоть до январских – признаки наращивания оборотных средств для закрытия зияющих отверстий в бюджетах. «А еще это показатель того, что финансовый менеджмент в ТО работает», – уверен президент «Натали Турс» Владимир Воробьев, подчеркивая, однако, что сам подобных методов не практикует.
Наверное, в сложившейся ситуации не грех занять у клиента, но надо отдавать себе отчет в том, сколь высоки тут риски. Давайте говорить прямо: такие схемы сродни пирамидам. Их еще можно перестроить во что-то более надежное, если сезон пройдет в рабочем порядке. А продолжат операторы меряться амбициями или среди клиентов начнется паника в связи с финансовым кризисом – хрупкие финансовые домики рухнут и кое-кого придавят обломками. По мнению экспертов, достаточно потерпеть крах новогодним заездам хотя бы на одном из массовых направлений, чтобы на туристическом рынке начался обвал.
Глубина неясна
Стало быть, многое сейчас зависит от того, как поведет себя потребитель, а он пока занимает выжидательную позицию. Наблюдает. До сих пор никому не ясна глубина той ямы, в которую может затянуть Россию пошатнувшийся Запад. Есть ощущение, что именно нас-то как раз «пронесет». «Мы меньше других интегрированы в мировую финансовую систему, несколько лет на внешнем рынке держалась крайне благоприятная для нас ситуация по сырью, золотовалютные резервы Росии совместно с резервными фондами значительны по сравнению с ВВП. То есть у государства есть все возможности, чтобы оградить экономику от кризиса, – полагает Эдуард Кузнецов и уточняет: – Вопрос в том, насколько эфективно и в каких масштабах это будет использовано».
Неясно также, в каком формате пройдет неизбежный апокалипсис в банковской сфере: будут ли скандальные крахи, демонстрации обманутых вкладчиков и общая атмосфера катастрофы или же все ограничится цивилизованными слияниями-поглощениями. Размышляя об этом, частные клиенты понемногу снимают деньги со счетов, но переходить на режим жесткой экономии – и, в частности, отказываться от планов на отдых – не торопятся.
«В начале октября, после тревожных событий на фондовых рынках, некоторые срывались с курортов раньше срока и улетали в Россию – видимо, спасать свой бизнес, – рассказывает Геннадий Косарев. – Но то были единичные случаи. Экстраординарных колебаний спроса мы не наблюдали».
«В начале октября мы отметили некоторый спад бронирований, однако пока не рассматриваем это как тенденцию, – продолжает тему зам. генерального директора «Асент Трэвел» Евгений Судьбин. – Дело в том, что на практике от кризиса еще не пострадал ни один рядовой потребитель, не считая тех, кто играл в ипотеку. Покупательская способность россиян если и снизилась, то незначительно».
«Конечно, на увеличение турпотоков рассчитывать не приходится, однако в целом по рынку продажи могут сохраниться на прошлогоднем уровне или продемонстрировать рост в пределах 5%, – считает Владимир Воробьев. – Но даже если последствия кризиса будут более серьезными, найдутся игроки, которые сумеют воспользоваться новой ситуацией в своих интересах».
«Как известно, плохой менеджер в каждой возможности видит проблему, а хороший – каждую проблему рассматривает как возможность», – комментирует Эллада Пескова. С ее точки зрения, в сложившейся ситуации есть плюс для всего рынка: должен, наконец, победить рационализм, пришло время консолидации.
Если хочешь быть здоров
Наверное, тяжеловесы уже мысленно наметили для себя сегменты отрасли, которые на волне кризиса можно будет занять посредством короткой кавалерийской атаки. Но есть особо проблемные направления, на которых даже они не прочь сократиться и пойти на какие-то договоренности с конкурентами – во избежание бессмысленных жертв. Вот, в частности, Таиланд. На всемирную финансовую депрессию там наложился локальный политический кризис, динамика продаж Паттайи уже сейчас ясно показывает: совокупный турпоток из России зимой-2008/09 может не дотянуть до показателей прошлой зимы. Однако предварительно заявленный объем перевозки примерно соответствует ее уровню. В интервью «ГЛ» Владимир Воробьев дал понять, что готов сократить свои планы, если аналогичные меры примет TEZ TOUR.
Тяжела все-таки шапка Мономаха. Те, кого она не тяготит, реагируют на ситуацию без промедления и оглядки на соседей. «Недавно я впервые убедился, что заказчики думают головой, – шутит Михаил Шаманов. – Это видно по их заявкам на чартеры. Раньше я часто уговаривал туроператоров урезать объемы до более реалистичных величин, но если сокращение и происходило, то уже в ходе программы – посредством снятия или объединения бортов. Сейчас никого не надо агитировать. По моей оценке, мы входим в сезон с необходимым и достаточным чартерным объемом».
Имеются примеры консолидации по направлениям. В частности, компании «Мостравел» и VKO Travel сплотились в Египте: при совместном планировании перевозки первая будет заниматься формированием продукта за рубежом, а вторая – продвижением его в России. Общая принимающая сторона – Travco – и сам «Мостравел», как известно, интегрированы в TUI. Естественно, конкуренты сделали вывод, что этот концерн скоро купит долю в VKO. Эллада Пескова не комментирует такую версию, а египетский альянс преподносит как оптимизацию производственной деятельности для обоюдного укрепления на рынке.
Именно оптимизация и здравое планирование рисков, с точки зрения Дмитрия Горина, сегодня повышают шансы бизнеса на выживание. «И амбиции не единственное, что подлежит сокращению, – считает эксперт. – Есть смысл пересмотреть свои намерения на три года вперед, закрыть непонятные авантюристические проекты, крайне опасные в ситуации кризиса. Может быть, вывести технические подразделения на менее дорогостоящие площади – зачем платить $2000 в месяц за квадратный метр в центре Москвы, если то же самое, но ближе к МКАД до сих пор реально получить за $300– 500?»
А почему бы не переехать еще дальше? «Для операторов турецкого рынка вполне приемлемый вариант – вывести call-центры, финансовые, а частично и производственные департаменты в Анталью, – уверен директор по продажам «Санрайз Тур» Иван Цепков. – Там дешевле и недвижимость, и персонал, экономия предполагается существенная».
Интеллект дешевеет
В контексте антикризисных мер практически все руководители и топ-менеджеры говорят о сокращении фондов заработной платы. «Это одна из главных расходных статей турфирмы, причем сильно завышенная, – утверждает Дмитрий Горин. – Работодателям придется честно поговорить с персоналом о том, как жить и зарабатывать в новых условиях. Возможно, взаимоприемлемым вариантом окажется сокращение окладов при увеличении бонусной составляющей с общей 25-процентной экономией для предприятия. Сложная тема, но нынешняя ситуация благоприятствует диалогу».
«В 1998 г. было модно снижать зарплаты, – вспоминают эксперты. – Так делали все, даже компании, нисколько не пострадавшие от дефолта. Наверное, сейчас начнется то же самое».
Есть мнение, что бизнесу это пойдет только на пользу. В частности, по мнению Эдуарда Кузнецова, интеллектуальный ресурс в туризме переоценен процентов на 15–20. «Да, по крайней мере, в Москве, – соглашаются другие предприниматели. – Рынок труда здесь перегрет значительно, что, разумеется, влияет и на туризм. Довольно трудно, например, найти хорошего программиста за приемлемую зарплату, если в банках такие сотрудники получают в два-три раза больше».
По прогнозам пессимистов, в ближайшее время многие банковские и прочие служащие окажутся в свободном полете, руководители турфирм будут принимать их на работу, вместо того чтобы отправлять на отдых. Радостно за интеллектуальный потенциал отрасли, и все же хочется верить, что все это ненадолго.
Хотя те же пессимисты утверждают: в туризме кризис достигнет своего апогея в самом начале летнего сезона, а последствия его будут ощущаться еще года два.
Кризис в активе
Эксперты рассчитывают, что в результате кризиса… расширится зимний ассортимент предложений на российском туристическом рынке. «1 ноября, когда завершится релиз-период в Европе, мы увидим, в какой мере сократился спрос на альпийские гостиницы со стороны западных клиентов. Думаю, что дополнительное предложение, которое попадет на наш рынок в результате отказа европейских коллег от части своих блоков, будет более обширным, чем обычно, – предрекает Евгений Судьбин («Асент Трэвел»). – Есть такие отели, в которых на Новый год найти номера практически невозможно, а на этот раз они могут появиться в свободной продаже».
На дорогих островных направлениях аналогичная тенденция наметилась еще в сентябре. «Владельцы гостиниц на Мальдивах и Сейшелах признавались на переговорах, что они теряют турпотоки, – комментирует Ирина Озерова, президент «Коннайсанс Тревел». – Нам стали предлагать свободные номера в самых дефицитных отелях».
В наследство от падающего мирового рынка отечественному бизнесу, не исключено, достанется нечто еще более ценное – качественная и нестарая авиатехника. «Раньше самолет, выставлявшийся на продажу, уходил в течение недели. Сейчас предложения держатся по полмесяца, вероятно, скоро начнутся ценовые уступки, – предполагает Михаил Шаманов («Авиачартер»). – Борта закупают главным образом Вьетнам и Китай, но наверняка ситуацией воспользуются и ведущие российские авиаперевозчики».