5 мая вступил в силу обновленный закон о турдеятельности. Это означает, что до 4 июля (в течение 60 с того момента начала действия документа) все туроператоры по выездному туризму должны привести размер своих фингарантий в новый порядок. В противном случае оператора исключат из реестра.
Этой теме редакция планирует посвятить статью в июньском номере журнала «Горячая линия. Туризм». Предварительный сбор информации показал, что абсолютное большинство туроператоров пока не озаботились проблемой стремительно приближающегося дедлайна.
Ведь еще совсем недавно, в марте они уже прошли процедуру обновления информации о себе в реестре туроператоров. Все участники рынка, напомним, ежегодно обязаны предоставлять сведения о наличии договора страхования ответственности туроператора. То есть теперь вносить изменения придется в уже существующие договора, т.к. заключать новые и заново их оплачивать не имеет смысла. Проще говоря, если ТО имеет фигу на 30 млн, а закон позволяет ему иметь более «скромную» гарантию, то остаток года можно доработать на старых условиях.
«Закон устанавливает не конкретный размер финобеспечения, а минимальную сумму. То есть размер гарантии может быть больше, но никак не меньше, - разъяснила председатель Комитета Всероссийского союза страховщиков по вопросам страхования в сфере туризма Галина Гуляева.
В итоге, средним по оборотам ТО надо лишь поправить содержание договоров. Более серьезные перемены ожидают крупных ТО. Напомним, что для тех, у кого годовые обороты превышают 250 млн рублей, размер фиги составит 12% от оборота. Таких на рынке – несколько десятков. Некоторым из них придется увеличить размер финансового обеспечения. Среди них, согласно исследованию газеты «КоммерсантЪ» и АТОР: «Библио Глобус» - придется увеличить финансовое обеспечение почти до 2 млрд рублей, «Южный крест», «Академсервис», «PAC Group», «КМП Групп» - до 600-700 млн рублей, «Ванд Интернэшнл тур» - примерно до 220 млн, «Мегаполюс Группа» - более, чем до 150 млн рублей.
Страховщики уже предупредили, что не горят желанием брать на себя такие риски. А поправка о профессиональном пуле, на появлении которого настаивали в отрасли, в закон не вошла. Поэтому, можно предположить, что крупным ТО придется воспользоваться альтернативной «залоговой» формой – банковской гарантией (БГ).
Этот инструмент, который теоретически туроператоры могут использовать с 2007 года, но не особенно прижился по ряду причин. Главная из которых – дорогое обслуживание. Сейчас банки дают операторам гарантии со среднерыночным обеспечением 4 - 5%. Иногда доходит до 7%, но это случается редко. Ставки в 1% (а примерно по такому тарифу можно было получить фингарантию) банки никогда не предлагали и вряд ли предложат. Но проблема не столько в ставках, сколько в обеспечении. А с ним в силу специфики отрасли – непросто. Турбизнес строится на комиссионной основе, у ТО в большинстве случаев нет материальных активов, все их «основный капиталы», как правило, представлены в расчетах между двумя сторонами. С одной стороны авиакомпании, гостиницы и т.д. С другой – потребители услуг. Кроме того, череда последних довольно громких банкротств в данной сфере показала, что даже компании с длительным опытом работы на рынке, хорошей диверсификацией направлений и наличием положительной кредитной истории могут одномоментно прекратить свою деятельность
В общем, банки как бы не против, но реально, будут рассматривать потенциальных партнеров под увеличительным стеклом.
Приживутся ли банковские гарантии в туризме?