Вопреки прогнозам пессимистов
Перед сезоном-2008 самому популярному летнему направлению предрекали спад потока из России. На том основании, что оно подорожало, да и вообще, как показывает практика, за годом «тучным» (каковым был для Турции 2007-й) часто следует «худой». Однако уже к концу мая стало ясно: эта страна не сдает позиций и может принять на своих курортах еще больше наших соотечественников, чем в прошлом сезоне.
Отельный альпинизм
Предсезонная эскалация цен на размещение в гостиницах действительно вселяла в операторов тревогу. Рост составил в среднем 15– 30% на категории 3–4* и до 50% на некоторые «пятерки». Причем, в одном и том же отеле стандартные комнаты могли подорожать на 30–40%, а номера люкс или виллы – даже на 70–100%. Все вполне объяснимо: расчетной единицей для подавляющего большинства объектов размещения остается доллар, заметно сдавший за год свои позиции на валютном рынке. Хотельеры стараются компенсировать инфляцию путем повышения тарифов. Простимулировали процесс также прошлогодний всплеск спроса из России и возросший в нынешнем году интерес со стороны европейских туристов.
Чтобы не зависеть от доллара, переживающего не самые лучшие времена, некоторые гостиницы высокого уровня перешли на евро. В их числе называют, в частности, цепочку Rixos и Sungate Port Royal. «Аналогичный шаг совершили отдельные хотельеры на Эгейском побережье», – говорит руководитель турецкого направления (Эгейское побережье) «НТК Интурист» Юрий Соболев. По оценкам экспертов, «смена ориентации» привела к подорожанию таких гостиниц на 30–40%. «Но их стоимость осталась в рамках, характерных для подобного рода объектов», – отмечает директор по рекламе и маркетингу «Пегас Туристик» Анна Подгорная.
В большинстве своем хотельеры объявили об индексации тарифов еще осенью, на этапе контрактирования. Но иные – например, объекты цепочки Amara, отели Club Megasaray, Sirene Golf Resort – тем не ограничились и в период весенних выставок подняли цены еще на 10–15%. «Причина – распространение на нашем рынке раннего бронирования, – считает директор по продажам VKO Travel Геннадий Косарев. – Поскольку заявок стало поступать много, хотельеры решили частично компенсировать скидки, начисляемые по акции early booking». На общем фоне выглядит парадоксальным тот факт, что некоторые трехзвездочники в канун сезона подешевели. «Разница цен между «продвинутой трешкой» и «четверкой» не самого высокого уровня может составлять до $5–7 в сутки. Понятно, что в такой ситуации многие туристы выбирают 4*, – поясняет г-н Косарев. – Соответственно, некоторые «трешки» пересматривают ценовую политику и немного снижают стоимость – так, чтобы разница в цене с путевкой в отель более высокой категории доходила хотя бы до $100».
Строить или нет?
На турецком берегу Эгейского моря новые объекты почти не появляются. «Строить просто негде, – поясняет Юрий Соболев («НТК Интурист»). – Так что хотельеры в основном идут по пути улучшения того, что есть, ежегодно проводя косметические ремонты отелей или полностью их перестраивая».
А вот на Анталийском побережье каждый год вводятся в эксплуатацию порядка 15–20 гостиниц. «Но это скорее плохая новость, – полагает директор по маркетингу CROCUS TOURS Сергей Голов. – Ведь открытие дополнительных отелей иногда осложняется нехваткой обслуживающего персонала и снижением качества сервиса». Аналитики отмечают также, что свежеиспеченным объектам редко удается получить в свое распоряжение большие земельные наделы, а туристы не очень любят тесноту на территориях.
Лучшее – враг хорошего
Турция – одно из самых возвратных направлений. Причем так получилось как бы само собой, без особых усилий со стороны операторов. Часто они и не пытаются искать пути для повторного привлечения клиентов. «Зачем мудрить? Подобный уровень отдыха на расстоянии трех часов полета все равно нигде не найти, – комментирует Геннадий Косарев (VKO Travel). – Наша главная цель – хорошее обслуживание, а все новации возникают в рамках общего тренда развития рекреационной индустрии». К слову, многие туристы вообще предпочитают обходиться на отдыхе без всяких сюрпризов. «Ряд отелей специально сохраняют сервис на одном и том же уровне, не добавляя ничего нового. Все должно оставаться привычным для постоянных клиентов!» – говорит Татьяна Степанова (Bentour International).
Заплати и лети
Свою лепту в подорожание турпакетов по традиции внесли и перевозчики. Стоимость топлива и авиационные сборы постоянно растут, так что в начале сезона цена билетов поднялась, по оценкам экспертов, на $150–180 к уровню прошлой весны и достигла $370–400. «Причем не исключено и дальнейшее подорожание кресел в течение сезона», – прогнозирует генеральный директор Bentour International Татьяна Степанова.
К лету-2008 еще более обострился дефицит бортов. «Парк авиакомпаний расширяется не так быстро, как требует отрасль, и техники не хватает», – сетует Иван Цепков, директор по продажам компании «Санрайз Тур». Элина Зевелева, исполнительный директор «Макси Турс», продолжает тему: «Экономичные «боинги» есть не у всех перевозчиков, а «илы» и «тушки» не очень выгодны, так как съедают много топлива. Да и операторы их не слишком жалуют, в отличие от тех же «боингов», которые идут нарасхват».
И тем не менее, каждый уважающий себя игрок заявляет к началу сезона о не менее чем 20-процентном расширении перевозки. «Рост происходит, в частности, за счет более мелких операторов. Свою роль играют и отношения с авиакомпаниями. В общем, кто ищет, тот найдет», – улыбается Анна Подгорная. «Для перевозчиков Турция – направление благодарное, – добавляет генеральный директор TEZ TOUR Владимир Каганер. – Они знают, что загрузка будет всегда, поэтому сами стараются отыскать резервы. Кроме того, мы, например, подкрепляем чартерный ресурс креслами на регулярных рейсах». Надо отметить: нынешний дефицит бортов имеет для рынка и позитивный эффект. Несмотря на увеличение перевозки, составившее в целом 15–20%, на анталийском маршруте пока не было отмечено серьезного «горения» кресел. «Мало того, билетов не хватает!» – восклицает г-н Каганер.
Заметно изменилась ситуация с Измиром: традиционно летающий на направлении PAC Group увеличил число рейсов с одного до двух в неделю, а дополнила их еще и новая программа TEZ TOUR. «Такое расширение адекватно потребностям рынка», – утверждает заместитель генерального директора по связям с общественностью PAC Group Мария Малышева.
Несколько иное положение в Даламане. На Эгейском побережье сезон стартует обычно с 20-х чисел последнего месяца весны, но многие операторы подняли борта уже с майских праздников, прирастив объемы на 40% к уровню прошлого года. Столкнувшись с избытком мест, игроки вынуждены были снимать лишние рейсы, так что в целом прибавка «воздуха» должна составить, по оценкам экспертов, около 25%.
Спрашиваете? Отвечаем!
По общему мнению экспертов, увеличение перевозки в условиях дефицита самолетов диктуется потребностями спроса. Еще в начале сезона ТО достаточно уверенно предсказывали, что к его финалу – осенью – объемы продаж поднимутся на 20–25% по отношению к сезону-2007. А это значит, что турпоток из России вновь преодолеет впервые взятую тогда планку в 2 млн человек. Многие наблюдатели отмечают и углубление продаж: уже в мае реализовывались туры на июль-август. По мнению коммерческого директора компании Travel 4 Sport Ксении Гореловой, немалую роль в этом сыграли все те же программы раннего бронирования: они постепенно приучают людей заблаговременно думать о своем отдыхе.
Операторы вообще свидетельствут о положительном эффекте подобных мер. Вот что говорит, например, Владимир Каганер: «Мы заранее просчитали периоды возможного спада спроса и с помощью early booking смогли сделать продажи более равномерными. К тому же, «прощупав» интерес потребителей, скорректировали свое присутствие в отелях: сократили количество мест или напротив – запросили дополнительные. Думаю, на следующий год эта акция станет еще масштабнее, ведь в ее состоятельности убедились и операторы, и хотельеры». Не стоит упускать из виду и тот факт, что уже на старте сезона многие игроки реализовали благодаря программам раннего бронирования значительную часть запланированных на лето объемов: у того же TEZ TOUR она составила около 20%.
Те же и…
Как свидетельствуют наблюдатели, основной прирост турпотока сейчас обеспечивают туристы с периферии – неслучайно операторы буквально веером раскидывают свои представительства по всей стране. «Емкость московского рынка уже близка к пределу, а за границей МКАД гораздо больше возможностей для развития», – поясняет Анна Подгорная. Она убеждена, что сегодня уже нет смысла говорить о различиях в структуре спроса между Москвой и провинцией: «Суть в ином – неодинаковы потребности туристов в самих регионах».
С г-жой Подгорной согласны и другие эксперты. «В столице и крупных центрах – например, Екатеринбурге, Новосибирске – пользуются популярностью отели уровня 5* и хорошие «четверки», – рассказывает Иван Цепков. – В таких городах, как Ростов, Самара, Нижний Новгород, хорошо покупают гостиницы экономкласса». По словам Элины Зевелевой, категория 3–4* предпочтительна также для жителей Белоруссии и Украины. Но в целом все наблюдатели отмечают общую направленность к увеличению спроса на более качественные отели.
Жители регионов покупают туры различной продолжительности (см. ниже). Дольше всех традиционно отдыхают сибиряки: отпуска у них длинные, к тому же при сравнительной дороговизне авиабилетов есть полный резон лететь в Турцию минимум на две недели. А самые короткие поездки привлекательны для граждан, населяющих юг России и ее среднюю полосу. Первые могут «добрать» солнечной энергии и у себя дома, а вторых отличает сравнительно низкий уровень доходов. Но и здесь заметна общая для всех регионов тенденция к возможно более долгому путешествию. Ну что ж, операторам это только в радость!
Экспресс-опрос: что нового в сезоне?
Владимир Каганер, TEZ TOUR:
– Растет популярность однодневных экскурсий с авиаперелетом. В этом сезоне у туристов появилась возможность летать помимо Стамбула, северного Кипра и Израиля еще и в Каир.
Анна Подгорная, «Пегас Туристик»:
– Некоторые отели – например, World Palace и Kiris Resort – перешли из системы WOW в цепочку Joy.
Мария Малышева, PAC Group:
– В Анталье открывается новая клубная гостиница Likya World Links Golf Antalya, рассчитанная на VIP-гостей. Ее территория огромна – 1 млн кв. м, Из них 600 тыс. кв. м занимают гольф-поля. Вместо анимации здесь работает так называемый инджоймент. Каждый день посвящен определенной тематике, и группа инджоймента предлагает гостям соответствующие мероприятия.
Тамер Озсой, Polar Travel:
– Многие хотельеры реконструировали свои объекты, например Kaya 5* (Белек). Ряд отелей перешли с системы питания all inclusive на ultra all inclusive, добавив в ассортимент импортные спиртные напитки.
Татьяна Степанова, Bentour International:
– В Белеке появился Spice Hotel & SPA – гостиница для тех, кто любит настоящую роскошь. Отели WOW Kremlin Palace и WOW Topkapi Palace фактически объединили территории. Теперь гости могут пользоваться услугами обеих гостиниц, проживая в одной из них.
Юрий Соболев, «НТК Интурист»:
– Международная Blue Flag Organization, инспектирующая пляжи мира, присудила награду пляжу Мармариса и его акватории как содержащимся в соответствии с требованиями экологических стандартов.
Элина Зевелева, «Макси Турс»:
– В Белеке открылся новый отель Attaleia Shine Tennis Golf & Spa Luxury категории 5* ultra. Введен запрет на курение в торговых центрах, школах, больницах, государственных и общественных учреждениях, офисах. Во многих гостиницах курить разрешено лишь на балконах и в специальных комнатах. В качестве примера приведу объекты Кемера Orange County 5* и Club Boran Mare Beach 5*.
Ксения Горелова, Travel 4 Sport:
– Полностью отреставрирован отель Kamelya World (Сиде). Здесь появились конференц-зал, закрытый бассейн, сауна, Hi-Fi во всех номерах. Теперь объект очень подходит для проведения крупных мероприятий и планирует в ближайшем будущем повысить свою категорию.
Геннадий Косарев, VKO Travel:
– В Анталье построены новые транспортные развязки. В Кемере, Сиде и Аланье, там, где дорога проходит рядом с отелями, оборудуются пешеходные зоны, появляются новые переходы и светофоры.