Как выживают российские туроператоры
Турбизнес в Украине переживает, пожалуй, самый сложный этап в своей истории. Кроме катастрофического падения спроса, летом стала актуальна особая проблема – неприязнь ко всему российскому. В том числе и к туроператорским маркам.
«Не покупайте российское»
«Патриотом можно быть даже в супермаркете!» – кампания под таким лозунгом уже не первый месяц идет в соцсетях и на украинских сайтах. Один из ресурсов даже разместил на своих страницах наглядный перечень брендов, подлежащих бойкоту, и тут же – альтернативные варианты украинских аналогов. Публика подхватила начинание с энтузиазмом: в многочисленных комментариях авторам проекта предложено не ограничиваться продуктами и товарами повседневного спроса. Вспомнили и об услугах телефонии – в частности, о «чрезмерной» активности на украинском рынке российской «МТС», и о компьютерных технологиях – почему бы не использовать вместо «Антивируса Касперского» и «Доктора Веб» собственную программу Zillya?
Антироссийская кампания не обошла стороной и туристическую отрасль. Периодически на сайтах появляются призывы бойкотировать популярные бренды, пришедшие из России. А один из украинских туроператоров даже стал выстраивать свою PR-кампанию на антироссийских настроениях, предлагая «отели, в которых нет русских».
Вспомнить о корнях
Чтобы обрести правильный, «свидомый» имидж в глазах украинских потребителей, туроператоры вынуждены вести разъяснительную работу. Они опираются на тот факт, что большинство компаний, пришедших на украинский рынок, на самом деле уже давно представляют собой международные холдинги и имеют смешанный состав учредителей – среди владельцев есть и россияне, и украинцы, а иногда и представители третьих стран.
Так, один известный бренд решил оплатить PR-компанию в СМИ, целью которой было убедить публику в том, что у украинского подразделения независимые от Москвы бюджет и политика, да и связь с головной компанией после нескольких лет деятельности на Украине сохранилась лишь символическая. Как утверждают организаторы, акция сработала неплохо.
А фирма «Веди Тур Групп Украина», например, в которой 50% капитала принадлежит одноименной российской структуре и 50% – гражданке «незалежной», позиционирует себя как чешский туроператор. «У нас принимающие офисы в Праге и Карловых Варах», – поясняет логику своей компании Людмила Скрипка, гендиректор «Веди Тур Групп Украина».
В TUI Ukraine, которая у части путешественников также может ассоциироваться с Россией хотя бы из-за общего для всех стран СНГ менеджмента, уверяют, что проблема надумана. «Бизнес TUI в Украине управляется прежде всего TUI Travel Plc, штаб-квартира которой находится в Великобритании. Поэтому вряд ли можно говорить о влиянии антироссийских настроений в Украине на компанию TUI. С таким же успехом российскими фирмами можно считать все зарубежные бренды, которые одновременно с Украиной представлены в России», – приводит аргументы Владимир Щупак, гендиректор TUI Ukraine.
Стоять любой ценой?
Вне зависимости от происхождения туроператоров, трудности у них общие.
Так, Аркадий Маслов, коммерческий директор TEZ Tour Ukraine, констатирует снижение спроса на 40% по сравнению с летом-2013. Владимир Щупак говорит о проседании рынка в среднем на 40–50%. Из-за военных действий на Донбассе практически все турфирмы закрыли представительства и свернули деятельность в регионе.
Не добавляет оптимизма и объявленная третья волна мобилизации в украинскую армию – не исключено, что придется аннулировать туры, приобретенные теми, кто попадет под призыв. Верховная рада вводит новые налоги, растет инфляция, кроме того, упрощается процедура увольнения госслужащих, а ведь именно они всегда составляли значительную долю путешественников на Украине.
Тем не менее, туроператоры представленные в России и на Украине пока не объявляют о планах сворачивания работы. Во всяком случае, о подобных намерениях не сообщил ни один из опрошенных корреспондентом «ГЛ» игроков. «Нами вложены немалые силы и ресурсы, – поясняет гендиректор TEZ Tour Владимир Каганер, – поэтому пока ограничимся оптимизацией деятельности на Украине». Об оптимизации украинских программ сообщил и Илья Иткин, руководитель PAC Group, добавив, что их киевский офис работает в обычном режиме. В «Натали Турс Украина» провели сокращения персонала. «Но мы сохранили ключевых сотрудников в расчете на рост после стабилизации ситуации», - рассказал Владимир Воробьев, совладелец «Натали турс». Он отметил, что, не смотря на уменьшение объемов, маржинальность продаж в их украинском подразделении увеличилась. Нет мыслей об уходе с украинского рынка и у «Библио Глобуса». Туроператор выбрал особую схему работы: «Наш собственный офис в Киеве выполняет лишь роль консультационного, а вся работа ведется через News Travel, выступающий нашим агентом. Эта украинская компания уж точно не ассоциируется у клиентов с Россией», - говорит управляющий директор «Библио Глобуса» Александр Туголуков. Кстати, такой вариант деятельности под маркой партнера могут взять на вооружение и другие туроператоры с российскими корнями.
PS.: В день сдачи статьи в печать стало известно об инициативе украинского правительства - рассматривается возможность введения санкций в отношении компаний с российским капиталом.