Фигуранты списывают тенденцию на «cиндром Капитала»
Настораживающая особенность первых двух месяцев 2011 года: на рынке стало больше сигналов о сбоях в работе туроператоров. Так, редакция «ГЛ» только в конце января – начале февраля получила как минимум четыре тревожных сообщения о невозврате компанией Travel MC средств за несостоявшиеся туры на турецкий горнолыжный курорт Паландокен. Рейс Москва – Эрзурум 2 января был отменен по причине недозагрузки. Туроператор гарантийным письмом обязался осуществить возврат средств агентствам до 21 января, однако в итоге сообщил, что выплаты будут производиться только в период с 15 февраля по 15 марта. Заминка не устроила ни партнеров, ни самих туристов (а их, по оценкам, около ста). Уже известны факты подачи заявлений в арбитраж. Гендиректор Travel MC Татьяна Мостиброцкая задержки возврата денег объясняет, в частности, последствиями краха «Капитал Тура», когда пришлось в пожарном порядке пересаживать на другие рейсы около 400 туристов. В новогодние праздники оказалось неоплаченным проживание клиентов «Лужники Тур» в Таиланде. Цена вопроса – 1 млн рублей. Позже часть средств была переведена, остальное доплатили туристы из собственного кармана. История получила резонанс. Несколько дней ситуацию держали на контроле в Ростуризме, но добиться полной оплаты со стороны туроператора не удалось. В конце января ведомство получило официальную жалобу от ТА, продавшего путевку. Впрочем, гендиректор «Лужников» Сергей Кильдяшев заверил, что «вопрос будет решен». Тем не менее одним случаем дело не ограничилось: в редакцию «ГЛ» позвонили сразу из нескольких ТА, клиенты которых попали в схожую ситуацию. Сигналы продолжали поступать и после праздников. В начале февраля руководитель московского офиса вьетнамской принимающей компании «Фокус Трэвел» Владимир Яковлев сообщил о нерасселении российских туристов в отеле Фантьета. Причина: отсутствие оплаты со стороны ТО «Фостур» (входит в группу компаний «Путешествуй!»). Причем до этого «Фокус» практиковал с российским партнером работу в кредит, но когда долг достиг 100 тыс. долларов, решил аннулировать все брони, начиная с 7 февраля, несмотря на то, что в итоге «Фостур» расcчитался. В свою очередь в «Фостур» утверждают, что сбой произошел из-за «краха одного известного туроператора» – «Капитала». Именно его проблемы заставляют иностранных партнеров строить отношения с российскими ТО очень настороженно. Уже в феврале похожий случай с неоплатой от «Фостура» произошел на Мальдивах, в отеле One&Only Reethi Rah. Правда, в итоге все закончилось благополучно. В течение недели турист, отдыхавший там с семьей, ежедневно звонил в редакцию «ГЛ» и сообщал последние новости. Деньги были переведены на счет отеля накануне окончания тура.