За туроператоров и туристов, которых подставила авиакомпания, никто не заступился
В октябре авиакомпания «Россия» неожиданно повысила контрактную стоимость мест в блоках на маршрутах из Санкт-Петербурга. Туроператорам пришлось срочно корректировать планы по перевозке, менять продолжительность уже проданных туров, турагентам – доносить это до туристов. В общем, по имиджу отрасли был нанесен удар. В числе «попавших» – «Солвекс Турне», «Верса», TEZ Tour , «Нева», «Библио Глобус» и другие заметные на рынке компании.
По словам наблюдателей, раньше колебания были незначительными, и рынок их переваривал. Сейчас разница оказалась неподъемной – достигала $200 за кресло!
«Россия» объяснила свои действия повышением стоимости топлива. Однако почему тогда ее примеру не последовали другие авиакомпании? В частности, руководитель PR-службы «Трансаэро» Сергей Быхал ответил, что «решение о повышении цен на перевозку для партнеров-туроператоров в «Трансаэро» не принималось». Как пояснили в авиакомпании, у них имеются прямые долгосрочные контракты с ведущими производителями и поставщиками авиатоплива. Странно, что таких контрактов не оказалось у «России».
Есть версия, что решение о повышении цен на места в блоках принято по указанию из «Аэрофлота», которому принадлежит 75% акций «России». А причиной стали якобы неудовлетворительные экономические показатели питерского перевозчика. Некоторые наши собеседники предположили, что и это полуправда. Дескать, на питерском рынке реализована сложная схема, цель которой – создать преференции другим перевозчикам. Например, авиакомпании Nord Wind, чьи тарифы на фоне внезапно подорожавшей «России» теперь выглядят адекватнее.
Но это всего лишь предположения. А вывод напрашивается сам собой: в следующем году, когда начнется подготовка к летнему сезону, туроператоры крепко подумают, с кем сотрудничать по перевозке.
Потому как иных вариантов, кроме минимизации сотрудничества с «Россией», у туроператоров, похоже, нет. В отраслевых ассоциациях, куда обратился за комментариями корреспондент «ГЛ», лишь покачали головами. «Мы тщательно изучаем вопрос, чтобы попытаться привлечь антимонопольную службу, которая может проверить обоснованность столь серьезногоповышения цены», – сообщила Майя Ломидзе, исполнительный директор АТОР.