Проходя каждый день мимо обменников, начинаешь задумываться: грянет ли гром? Да и в разговорах на осенней туристической выставке тема кризиса звучала довольно часто. Хотя, похоже, туроператоры свои планы менять не собираются.
Еще на этапе анонса этой статьи на новом сайте журнала «Горячая линия. Туризм» www.hotline.travel развернулось обсуждение: как влияют на туризм слухи о приближении второй волны кризиса? Представители розницы подтверждали: после того как курс рубля упал, а министр финансов России Алексей Кудрин ушел в отставку, в продажах действительно ощущалось затишье. Клиенты не спешили расставаться с деньгами, отложенными на новогодние туры. Некоторые специалисты даже предрекали массовое закрытие розничных точек этой зимой, если ситуация не выправится.
Правда, не все видят причину только в общей нестабильности экономики: звучит мнение, что агентские беды – следствие ценовых войн среди розничных компаний. Вот что говорит, например, Юрий Григорьев, гендиректор компании «Орко-тур»: «Трудные времена начались еще летом, до разговоров о кризисе. Демпинг, остается нищенская комиссия… На выставке общался с коллегами, у многих опускаются руки».
И все-таки самым животрепещущим вопросом для агентств остается вопрос надежности туроператоров: для них снижение поступлений от продаж в низкий сезон может оказаться еще более критичным.Опасение вызывает то, что туроператоры, стремясь нарастить денежный поток, рьяно выходят на новые рынки, перевозки на зиму заявлено очень много. Кстати, вспомним:«Капитал Тур» разорился в ноябре, а накануне, в октябре, рекламировал свое новое направление, свозил директорский тур в Панаму, да и не только туда.
Возможен ли сейчас «капиталовский» сценарий? С одной стороны, да: после истории с «закрытием» Египта запас прочности туроператоров на пределе. И если оборот упадет, новых крахов не избежать. С другой – некоторые из собеседников «ГЛ» из числа туроператоров сообщают, что не ощущают значимого снижения уровня продаж. Есть даже такое мнение, что, мол, кризис в головах и на словах, а не на рынке. Аргументация такова. В отличие от осени 2008 года, сейчас ситуация иная: нет ни массовых сокращений персонала, ни урезаний зарплат. А это значит, что даже те туристы, которых смутили ослабший рубль и разговоры о трудных временах в экономике, все-таки поедут отдыхать. В этом уверены и большинство участников опроса, который «ГЛ» провела на своей странице в Facebook и на www.hotline.travel. «В преддверии выборов политики из популистских соображений сделают все возможное, чтобы покупательская способность россиян не снизилась, деньги на это есть, – считает Александр Корбарум, президент «ИнтАэр». – В любом случае нужно слушать мнения аналитиков, а не паникеров».
Однако аналитики не столь оптимистичны. По мнению экс-президента «Мегаполюс Турс» Эдуарда Кузнецова, ссылающегося на ряд экономических исследований, правительство понимает, что в случае падения цен на нефть крепкий рубль будет способствовать увеличению бюджетного дефицита. Поэтому, считает он, национальную валюту не будут удерживать на высокой планке. Между тем из-за ослабевшего рубля цена туров на дальнемагистральных направлениях уже подскочила почти на 20%, и, учитывая несоразмерные спросу объемы перевозки, туроператоры прогнозируют финансовые потери. «Из-за роста доллара и евро по отношению к рублю настрой большинства потенциальных туристов скорее пессимистичный. Следствием всей этой ситуации я вижу продолжительный демпинг в течение всего зимнего сезона, – констатирует генеральный директор ICS Travel Group Дмитрий Шевченко. – Миновать кризиса не получится. Остается лишь надеяться, что в этой ситуации хотя бы некоторые игроки рынка оптимизируют свои объемы до разумных пределов».