2012 год по праву можно назвать революционным в сфере туристической (да и не только) авиаперевозки. «Низы не хотят, верхи не могут», – эта ленинская фраза, двусмысленно интерпретированная Венечкой Ерофеевым, аккуратно ложится в ситуацию, до предела обострившуюся в 2011-м. Тогда «верхи» в лице Росавиации и державного «Аэрофлота» не давали летать конкурентам по самым лакомым направлениям. Москва – Ларнака, Рим, Милан, Париж… Нацперевозчик пользовался правом назначенного на этих и других маршрутах и монополизировал их. Понятно, что цены на перевозку кусались. «Низы», которые представляли остальные российские авиакомпании, и прежде всего главный конкурент «Аэрофлота» – «Трансаэро», сопротивлялись, как могли. Война шла с переменным успехом. Так долго продолжаться не могло. На ситуацию предсказуемо обратила внимание ФАС. Еще одним стимулирующим к переменам фактором стало вступление России летом в ВТО, члены которой придерживаются политики «Открытого неба». В результате была произведена существенная корректировка в выдаче допусков на международные рейсы. Росавиация лишилась единоличного права их распределять. Эти функции были переданы межведомственной комиссии при Минтрансе, куда в том числе вошли и представители Ростуризма.
…Первым рухнул итальянский «бастион» «Аэрофлота»: «Трансаэро» определили вторым назначенным с российской стороны из Москвы в Рим, Милан и Венецию. Затем нацперевозчик не удержал Париж. В Орли замелькали борта раскраски четы Плешаковых. Как и предполагалось, цены поползли вниз: билет «Трансаэро» Москва – Париж туда-обратно летом стоил около 15 тыс. рублей, у «Аэрофлота» – свыше 25 тысяч. По Италии к осени ситуация «Летают все!» обернулась переизбытком перевозки и ценами «Мамма миа!». Так, в Римини 1 декабря можно было улететь и вернуться за €150.
«Аэрофлот», сдавая город за городом, попытался сделать хорошую мину при плохой игре: его гендиректор Виталий Савельев в беседе с президентом Владимиром Путиным в октябре заявил, что нацперевозчик готов отказаться от монополии на 34 зарубежных направлениях, даже в ущерб себе. А что у него осталось из лакомого? Прага разве что.
Любопытное наблюдение экспертов: результатом поэтапной либерализации «воздуха» может стать отпадание в необходимости чартерной перевозки в Европу. Для привлечения туристического потенциала авиакомпании повсеместно станут торговать блоками на регулярке.
Открыли самый дальний закуток,
В который не заманят и награды.
Открыт закрытый порт Владивосток,
Париж открыт, но мне туда не надо.
Владимир Высоцкий