Альпы, Балканы, Пиренеи: вид из Москвы
В горнолыжную зиму-2008/09 операторы вступают с противоречивыми настроениями. Одни, как всегда, прогнозируют общее увеличение турпотоков – «ну, хотя бы на 25–30%». Другие осторожно выражают надежду, что спрос в целом по рынку останется на прошлогоднем уровне. Словом, перспективы сезона вилами на снегу писаны. Но все крупные игроки, конечно, рассчитывают, что упомянутые вилы – удел конкурентов, а в личные бизнес-планы закладывают как минимум 50–80-процентный рост продаж.
Соблюсти субботу
Что бы ни творилось в мировой экономике и в отдельно взятом российском турбизнесе, но звезды сейчас горнолыжному рынку улыбаются. В том смысле, что первая суббота 2009-го приходится на благоприятное число – 3 января. «Как никогда удобный расклад, оптимальный для организации праздничных поездок», – говорит PR директор TravelGarant Светлана Тихомирова.
Общеизвестно: отечественный турист любит встретить Новый год дома, день-два отоспаться и уж потом махнуть в горы. Но не позже: отпуска-то короткие. Между тем, владельцы гостиниц в Альпах обычно настаивают, чтобы людей завозили по шестым дням, это имеет для них какое-то чуть ли не сакральное значение. На сей раз календарь позволяет операторам и субботу соблюсти, и клиентам угодить. А значит, высоки шансы хорошо заработать в высокие даты, от которых зависит общая экономика сезона.
Не должна подвести и погода. «В отличие от прошлых лет, проблем со снегом не предвидится. Все будет хорошо», – не называя источников, сообщает ведущий специалист отдела продаж «НТК Интурист» Мария Никольская.Другие игроки тоже предсказывают нормальные метеоусловия, а вот прогнозировать ситуацию с перевозкой в горнолыжной сфере затрудняются – тут не помогут даже связи в небесной канцелярии.
Акцент на импорте
Полетные планы туроператоров еще не сверстаны, и до последней декады октября точный объем предложения выяснить не удастся. Так что пока можно зафиксировать лишь общие тенденции рынка. В частности, на нем заметно усиливается влияние иноперевозчиков.Возьмем для примера Австрию. На Зальцбург заявлен субботний рейс авиакомпании NIKI Air, аффилированной с Austrian Airlines. Программа будет регулярной по форме, но чартерной по содержанию: 150 из 178 кресел А-320 заблокировано «Джет Тревел». А на трассе Москва – Инсбрук активизируются сами Austrian Airlines. «Раньше они летали только по субботам, – говорит гендиректор PAC Group Илья Иткин. – Теперь добавляют еще воскресный борт, большая часть которого предназначается нашей компании». Этими рейсами клиенты будут добираться на курорты западного Тироля, к этой же зоне относится трасса Москва – Фридрихсхаффен, которая, кстати, теперь тоже будет обслуживаться регулярным иноперевозчиком.
На Мюнхен, откуда туристы обычно добираются до австрийского курорта Майрхофен, будут летать Berlin Air, Germania Express. На итальянском рынке усиливается Wind Jet. На болгарском – Bulgarian Air.Как видим, турфирмы ангажируют в основном дискаунтеров, от них можно получить более выгодные тарифы, чем предлагают наши чартерные авиакомпании. Оптимизируя экономику программ, заказчики выигрывают также в имидже: импортная «регулярка» для клиентов по определению престижна.И еще одна причина, заставляющая операторов работать с западными партнерами: у российских не хватает техники. KrasAir пока на приколе, S7 усилила крен в «регулярку». Так что инокомпании частично компенсируют дефицит машин на отечественном рынке и тем самым сдерживают эскалацию цен.
Минус 40 км
На французском направлении в сезоне-2008/09 звучат новые транспортные вариации. Соседняя Швейцария войдет в Шенген с 1 ноября, и туристов теперь можно без визы возить из Женевы на близлежащие французские курорты, и не по специальному транспортному коридору, как было раньше, а прямой дорогой. В результате путь клиента от трапа самолета до дверей гостиницы в Шамони или Авориазе станет короче на 40 км.Только вот Швейцария особых бонусов не получит. Консульство этой страны всегда считалось одной из самых либеральных европейских дипмиссий, а в шенгенском формате визовая процедура на направлении станет сложнее, – прогнозируют эксперты.
Распродажи откладываются
Кстати, об экономических факторах. Европа в кризисе. Логично предположить, что население сокращает расходы на туризм, а в таких случаях владельцы гостиниц обычно предлагают более привлекательные цены и условия бронирования российским операторам. Работает ли в горах фактор стресса?Может быть, альпийские хотельеры и нервничают, но все еще сохраняют хорошую мину. Контрактинг на зиму прошел весной, когда всемирная экономическая депрессия носила не столь выраженный характер, номерные фонды распроданы, и смысла в скоропалительной игре на понижение пока нет. Напротив, эксперты констатируют очередной виток тарифов на горнолыжные туры. «В частности, наземное обслуживание в Италии подорожало на 10%, с учетом авиаперевозки общая стоимость турпакетов вырастет на 30%», – информирует Наталья Александрова, руководитель итальянского направления «Мегаполюс турс». Клиента кривая цены не шокирует. Во всяком случае, глубина продаж осталась на прежнем уровне, констатирует директор проекта VKO SKI Андрей Шмельков.
Теперь многое зависит от того, как будет развиваться ситуация в мировой экономике. Если депрессия усилится, то в ходе сезона у хотельеров, не исключено, возникнут проблемы с загрузкой квот, оставленных для свободной продажи. Тогда номера начнут попадать на профессиональный рынок по сниженным ценам, что грозит перекосами в экономике операторских программ: комнаты по запросу в себестоимости могут оказаться дешевле комитментов.
Впрочем относительно Альп это пока лишь прогнозы, а вот в Пиренеях легкая паника уже началась. В Андорре еще год назад произошло 40-процентное сокращение турпотоков из Англии, в ходе квотирования на зиму-2008/09 они уменьшились еще на 20%, и теперь хотельеры делают глубокие реверансы в сторону российских операторов, – отмечает коммерческий директор «Время-тур» Неля Огурцова. По ее словам, партнеры предлагают специальные цены на ski-pass – и это еще до начала сезона. По гостиницам ничего специального пока нет. Легче было получить гарантированные номера, причем много их брать не нужно в предстоящем сезоне. Помимо прочего, многие отели выразили готовность принимать постояльцев в субботу, хотя раньше настаивали на воскресенье (правило шестого дня в Пиренеях и Альпах работало с точностью до наоборот).
Почему Андорра первой попала в водоворот экономического кризиса? Возможно, дело в том, что это направление с его зоной беспошлинной торговли и знаменитым термальным комплексом всегда расценивалось как горно-пляжное, для многих его приверженцев отказ от лыжных каникул – не слишком большая потеря. А вот заядлого катальщика так просто с пути не собьешь, и он обычно выбирает альпийские склоны.В любом случае, на российских клиентов паника пока не распространяется. Согласно оценке Марии Никольской, спрос на Андорру в нашей стране, по ощущениям от предсезонных продаж, снижаться не собирается. А если потребитель и начнет колебаться, спецпредложения от гостиниц помогут настроиться на отдых.
Оцени конкурента
Отдельная тема горнолыжного рынка – вторжения. «Санрайз Тур» заявил о намерении оперировать по Италии. Туда же собралась компания S7 Тour, кроме того, в ее планах – Австрия. Фирма СНП, недавно образовавшаяся из австрийского отдела «Эрцог», имеет виды на те же направления, да вдобавок на Болгарию, Францию, Андорру и др.
Конечно, конкуренты не выказывают обеспокоенности: «Новичкам в горах надо еще разогнаться, а там посмотрим». А наблюдатели предполагают, что самую жесткую игру поведет «Санрайз». Когда этот туроператор с турецкими корнями осваивал снежную Австрию, над ним посмеивались, прочили неотвратимую и скорую «конфузию». А ему удалось не только закрепиться на направлении, но и изменить там порядок цен. Вообще, эпатажная тарифная политика – фирменный стиль «Санрайз», и в Италии он себе не изменит. «Мы выйдем, как всегда, агрессивно, предложим рынку различные маркетинговые акции, в частности туры за 399 евро, – утверждает Иван Цепков, директор по продажам «Санрайз Тур». – На освоение нового рынка у оператора заложен бюджет в 1,7 миллиона евро».
Оператор СНП столь громких заявлений не делает, явно собирается играть с небольшими ставками, но высокой маржей. «Да, мы собираемся зарабатывать деньги, – подтверждает гендиректор СНП Александр Широков. – А о доле рынка подумаем позже».S7 Tour только выходит на горнолыжный туристический рынок и выбор направлений поясняет спецификой маршрутной сети родственной авиакомпании. «В Австрию и Италию мы летаем регулярными рейсами авиакомпании S7 Airlines, и это хороший и надежный базис для нашего старта», – признает руководитель европейского направления S7 Tour Дарья Объедкова.
Наиболее защищенной от притязаний новых туроператоров эксперты считают горнолыжную Францию. Там крайне сложен и дорог процесс организации трансферов, что вынуждает игроков собираться в союзы. На этой почве уже существуют два операторских альянса, и новичков с небольшими стартовыми объемами они отторгают. Остальные направления открыты и притягательны для весьма неожиданных пришельцев. Так, «Музенидис Трэвел» осваивает горную Болгарию, чтобы предлагать ее в сочетании с релаксом в Греции. «Коллеги отреагировали вполне адекватно, мы договорились о том, что они в нас не видят конкурентов», – утверждает генеральный директор «Музенидис» Александр Цандекиди, подчеркивая, что его компания далека от захватнических амбиций.
А куда расти опытным туроператорам-горнолыжникам? Может быть, в США? «Американские курорты в последнее время активно себя рекламируют в России, – делится наблюдениями гендиректор American Travel Company Елена Губарева. – Кроме того, они становятся доступнее: курс доллара снижается, визовая политика смягчается. И это привлекает клиентов – многие уже пресытились Европой и готовы к восхождению на новые высоты».
По следам Ванги
«К этому зимнему сезону заметно расширился ассортимент качественных гостиниц на болгарских горнолыжных курортах, инфраструктура которых стремительно развивалась в предшествующие годы, – говорит руководитель отдела Болгарии «Солвекс-Трэвэл» Алевтина Лущикова. – Кроме того, принимающие компании стремятся привлечь туристов креативными экскурсиями».Это и «Зимний экстрим» с катанием на лошадях и квадроциклах, и «Подземный мир» с посещением пещер, и «Наследие пророчицы» – вояж по местам, связанным с жизнью знаменитой Ванги. В условиях экономической нестабильности, когда возрастает интерес к пророчествам древних и новых предсказателей, такой турпродукт найдет своего клиента.