Как сделать рост продаж по России долгосрочным трендом?
На внутреннем туристическом рынке продажи растут в геометрической прогрессии. Туроператоры отмечают: численность заявок в феврале превышает показатели за аналогичный период прошлого года в два-три раза, в зависимости от направления. Однако воспринимать шквальный спрос на отдых в России как гарантированный долгосрочный тренд было бы преждевременно – есть ряд угроз, способных внести поправки в эту эйфорическую картину.
Больше ему не съесть
Самую выраженную динамику продаж сейчас показывают Крым и Сочи. Помимо общих факторов, способствующих росту потребительской активности (а это, как известно, ослабление курса рубля, запрет на выезд за границу для отдельных категорий граждан, активная пропаганда внутреннего туризма на государственном уровне), на двух упомянутых курортах действуют еще факторы частные. Год назад там был кардинально другой рыночный климат. Продажи по Сочи на сезон – 2014 буксовали, потому что директора гостиниц тогда не провели своевременно летнюю договорную кампанию с туроператорами – все занимались только Олимпиадой. А Крым еще был украинским.
Теперь контрактинг состоялся заблаговременно, общий курс определен, и маховик раннего бронирования запущен на полную мощность.
На третье место по динамике продаж эксперты ставят Анапу. В прошлом сезоне она буквально захлебывалась турпотоком, и любители этого курорта, опасаясь, что ситуация повторится, на всякий случай выкупают себе места под солнцем Анапы заранее.
В Геленджике, Туапсе и остальных приморских регионах России ажиотаж чувствуется меньше. Но все равно,
если так пойдет дальше, то отечественные курорты уже в конце мая тотально встанут на стоп-сейл, и можно будет сказать: кто не успел – тот опоздал.
Как полагает гендиректор РВБ «Алеан» Илья Уманский, в целом по сезону турпотоки на внутреннем рынке могут вырасти максимум на 25-30% – больше не получится, потому что номерной фонд у нас, как говорится, не резиновый.
Однако эксперты предостерегают от эйфории – это приятное чувство может иметь для всех весьма негативные последствия.
Сочинский интернационал
Настроения среди предпринимателей на российских курортах – самые победные. У них есть ощущение, что после многих лет скромного и, скажем прямо, не очень престижного труда на их улице наступает праздник. Александра Сердюченко, директор сочинской принимающей компании «Аэлита», выразила общие чувства цитатами из «Интернационала» и Библии: «Кто был ничем, тот станет всем. И последние станут первыми». Такое же мироощущение сейчас у многих представителей отельного бизнеса – и они повышают цены.
Надо признать, что у санаториев, пансионатов и гостиниц есть объективные причины для индексации прайсов. «Продуктовая корзина» курортника подорожала с прошлой осени процентов на тридцать. Персоналу, нанимаемому на лето, надо уже платить процентов на 15 больше, чем год назад – потому что спрос на людей тоже идет вверх. Две упомянутые статьи расходов составляют около половины в себестоимости гостиничных услуг, а в целом она увеличивается на 15-20%. Это мы говорим о материковых курортах.
В Крыму – особая ситуация. Там продукты подорожали еще сильнее из-за перехода с украинских поставок на российские, соответственно, надо повышать и зарплаты – чтобы люди элементарно могли прокормить семьи. (Кстати, сейчас многие крымчане мечтают уйти из коммерческой сферы в бюджетную, где доходы резко возросли. Например, завидная вакансия – школьный учитель с зарплатой 30-35 тыс. руб., если считать со всеми надбавками.)
Но помимо объективного повышения затратной части есть такой фактор, как золотая лихорадка, охватившая курорты России.
Это, например, было очень заметно на февральской туристической выставке в Анапе, говорит Анна Багдасарян, руководитель отдела по работе с агентами «Библио Глобус». Многие объекты размещения, которые не выставляли цены до этого времени, продемонстрировали завышенные аппетиты, не соответствующие их уровню. Среди управляющих гостиниц, с которыми ранее уже были заключены контракты, тоже есть желающие повысить изначально заявленные прайсы. Впрочем, г-жа Багдасарян отмечает, что поскольку «Библио Глобус» имеет объемные гарантированные и предоплаченные контракты на российских курортах, то сможет удержать ценовую планку в пределах разумного.
Генеральный директор ОАО «РЖД - ЗДОРОВЬЕ» Алексей Петров со своей стороны также отмечает, что контракты со здравницами на 2015 г. заключались еще осенью, тогда же были заявлены и цены с весьма логичной надбавкой – плюс 6-10%. «Если сейчас начнется второй виток подорожания, то в третьем квартале отдельные объекты размещения могут получить проблемы с загрузкой, – считает г-н Петров. – Клиенты займут выжидательную позицию. Ведь доходы у россиян снижаются – одни экономят, а другие, возможно, и не смогут себе позволить поездку на море в 2015 году». Впрочем, руководитель «РЖД - ЗДОРОВЬЕ» уверен, что ключевые партнеры его компании будут проводить взвешенную ценовую политику.
Как полагает директор по туризму «Трансаэро Турс» Эльмира Латыпова, «несмотря на некоторое повышение цен, отдых в России будет более доступным, чем путешествие за границу». Тем не менее в компании принимают во внимание общее снижение покупательной способности россиян и считают, что сейчас самое время продвигать такие акции, как беспроцентное кредитование туров на отечественные курорты.
Качество без прикрас
Возможные ценовые перекосы – угроза текущего сезона. А еще есть вопрос, от которого зависят среднесрочные перспективы внутреннего рынка. Насколько удовлетворит качество отдыха на отечественных курортах тех клиентов, которые привыкли отдыхать за границей? Туроператоры, которые исторически специализируются на России, признают, что уровень отечественных объектов размещения остается весьма неровным. Причем в санаториях и отелях с надежным сервисом трудно взять квоты – они на 70% загружаются прямыми продажами и не готовы отдавать существенную часть номерного фонда со скидкой посредникам. А те базы, которые больше всего заинтересованы в стабильной загрузке со стороны туроператоров, в реальности слабо ликвидны.
Сейчас можно набрать всего самого дешевого, продать несведущим клиентам, загрузить эскадрильи самолетов. Но Илья Уманский на правах «старожила» предостерегает новых конкурентов от таких действий: надо вести контрактинг очень избирательно, иначе кривая спроса на отдых в России в скором будущем обрушится, вернувшись к своим исходным значениям.
В любом случае, отмечают эксперты, отечественные курорты нуждаются в совершенствовании инфраструктуры и сервиса, что возможно только в условиях конкуренции за клиента. А пока отдыхающий идет косяком, как форель на нерест, это только расслабляет отельеров. Смогут ли старожилы вместе с новыми крупными игроками, вышедшими на этот рынок, перевоспитать персонал гостиниц и туринфраструктуры отечественных курортов, покажет сезон.