Что Дума хочет изменить в законодательстве о туризме
3 марта в Государственной думе состоялось заседание, целью которого было определить, какие разделы законодательства о туристической деятельности нуждаются в усовершенствовании. Напомним: необходимость перемен, направленных на защиту интересов клиентов и самих участников отрасли, стала очевидна после декабрьского цунами в ЮВА. Соответственно, некоторые законотворческие предложения, прозвучавшие на мартовском заседании Думы, были продиктованы именно последствиями этой трагедии. Так, участники встречи говорили о необходимости создать механизмы финансового обеспечения ответственности туроператоров и турагентов, определить порядок информирования общественности
о нежелательности въезда в государства, где затруднено обеспечение безопасности граждан РФ, шире использовать договоры страхования от невыезда (в том числе по причине чрезвычайных ситуаций за рубежом). Думцы предложили также разработать способы страхования убытков, которые туроператоры и турагенты несут из-за нарушения обязательств со стороны контрагентов.
Как сообщили «ГЛ» в Комитете по экономической политике, предпринимательству и туризму Госдумы РФ, все вышеперечисленные меры предполагается зафиксировать в новом законе о туризме, который должен быть подготовлен до конца года. Задача-минимум для депутатов – принять законопроект хотя бы в первом чтении. В работе над ним участвуют также представители Комитета по делам СНГ и связям с соотечественниками, Комитета по культуре Госдумы РФ, Федерального агентства по туризму, Комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере туризма, а также Национальной Академии туризма.
Обсуждая инициативы депутатов, практики отрасли говорят, что принять закон – полдела, надо еще создать конкретные механизмы его выполнения. Между тем реалии российского бизнеса крайне осложняют такие задачи, как, например, страхование профессиональных рисков – по этому вопросу отраслевые теоретики и практики ломают копья уже не один год.
BSP против ТКП?
22 февраля Федеральное агентство воздушного транспорта (ФАВТ) аккредитовало в России международную систему взаиморасчетов на воздушном транспорте BSP (от англ. billing and settlement plan), используемую IATA. Для отрасли это событие знаменательное: как утверждают эксперты, BSP, действующая во многих странах мира, пыталась выйти на российский рынок в течение 11 лет, но встречала активное сопротивление – якобы со стороны чиновников, лоббирующих интересы Транспортной Клиринговой Палаты.
Дело в том, что ТКП – российский аналог BSP, то есть в перспективе ее конкурент. Обе системы позволяют аккредитованным при них агентствам бронировать на единых нейтральных бланках услуги различных авиакомпаний. Только ТКП специализируется на отечественных перевозчиках, а BSP, естественно, на зарубежных – пока ни одно из российских авиапредприятий с этой системой не работает. Но в скором времени к BSP примкнет «Аэрофлот», который активно ратует за внедрение в России этой билетной системы (что неудивительно, если вспомнить его недавний конфликт с ТКП). Наверняка примеру нацперевозчика последуют и другие наши авиакомпании, заинтересованные в международной интеграции. И если этот процесс станет массовым, то влияние ТКП в отрасли может значительно ослабнуть.
Впрочем, определенную нишу на рынке Транспортная Клиринговая Палата в любом случае за собой сохранит, даже если BSP начнет агрессивное внедрение на ее территорию (а это произойдет, по мнению экспертов, года через два). Свои услуги через ТКП по-прежнему будут дистрибутировать перевозчики, заинтересованные в мелких агентах, которые не смогут стать пользователями BSP. Ведь для этого надо аккредитоваться при IATA, что, в свою очередь, требует предоставления банковских гарантий, специальной сертификации и других достаточно затратных мероприятий.
«Уральские авиалинии» в гордом одиночестве
С начала февраля «Уральские авиалинии» снизили ставку пересчета стоимости билета по топливной составляющей на регулярных рейсах, выполняемых по России и странам СНГ, а также на международных чартерах. Как сообщили «ГЛ» в пресс-службе авиакомпании, теперь пассажиры доплачивают за топливо 10 у. е. Раньше с них взимали до 20 у. е. в зависимости от дальности полета (эту ставку «Уральские авиалинии» сохранили только на регулярных международных рейсах).
Авиаперевозчик объяснил свое решение снижением стоимости авиационного топлива. И действительно, с нового года тонна керосина в екатеринбургском аэропорту Кольцово, базовом для «Уральских авиалиний», подешевела на 15% и стоит теперь 13 350 руб. Однако в остальных аэропортах России ситуация иная. В Шереметьево, например, в феврале топливные тарифы упали не более чем на 472 руб., что составляет менее 3% от прежней цены. А в Красноярске в начале месяца топливо вообще подорожало с 12 034 руб. до 15 034 руб. за тонну.
Не удивительно поэтому, что представители авиакомпаний «Аэрофлот», «Сибирь», «Континентальные авиалинии» и «ВИМ-авиа» в интервью «ГЛ» заявили, что не собираются следовать примеру «Уральских авиалиний» и пересматривать свои тарифы в сторону их снижения. Тем более что на рынке упорно муссируется информация о грядущем подорожании керосина за рубежом.
Лопнул, как мыльный пузырь
1 марта из рейтинг-листа портала Mail.Ru исключен сайт «Турпром». Официальное разъяснение администратора ресурса гласит, что санкция последовала за нарушение 6-го пункта правил рейтинга, запрещающего размещать счетчик в электронной рассылке. Именно благодаря такому маневру «Турпрому» удалось подняться в рейтинге турсайтов для профессионалов на второе место с показателем 1700 ежедневных заходов, что в 10 раз превышало реальную посещаемость. Как пояснил корреспонденту ИС «БАНКО» модератор Mail.Ru Дмитрий Марков, «Турпром» попал в самую распространенную категорию нарушителей, стремящихся любой ценой создать видимость большой популярности ресурса.
Год… два… три… продано!
Долгая история с продажей «Магазина горящих путевок» наконец получила логическое завершение: в начале марта был назван новый владелец контрольного пакета акций самой известной агентской сети на рынке. Им стал Андрей Шибаев, глава санкт-петербургского холдинга Top Union, ранее координировавшего работу франчайзинговых офисов МГП. В собственность г-на Шибаева перешел 51% акций сети, еще 24% он получит в течение ближайшего полугода. В интервью «ГЛ» новый владелец МГП назвал сумму сделки: $5 млн. У основателя «Магазина горящих путевок» Андрея Озолиня в итоге остается 25% акций, судьбу которых он собирается определить к осени.
Никто из экспертов, увлеченно обсуждавших перспективы МГП накануне его продажи, не предполагал, кто именно станет основным акционером предприятия. В кулуарах звучали совсем другие версии: потенциальными покупателями этой розничной сети называли холдинг «Туральянс», немецкий концерн TUI. Однако сейчас, постфактум, специалисты пришли к выводу, что продажа «Магазина» руководителю близкой структуры вполне логична – так, в частности, полагает председатель совета директоров «Туральянса» Игорь Корепанов. Его мысль продолжает глава «Натали Турс» Владимир Воробьев: «Покупатель при подобных сделках всегда рискует получить не то, что было ему обещано. Такая перспектива существенно снижала рыночную стоимость МГП, она, возможно, и не позволила TUI либо «Туральянсу» найти общий язык с Андреем Озолинем. В итоге акции приобрел человек, который на момент сделки владел полной информацией о существе бизнеса МГП, поскольку принимал участие в управлении этой структурой».
Как повлияет смена главного акционера на политику «Магазина горящих путевок»? Особых перемен специалисты не ожидают, тем более что в высшем менеджерском эшелоне компании остаются прежние специалисты, в частности исполнительный директор и один из совладельцев МГП Сергей Агафонов.