В середине августа сотням россиян был подпорчен отдых: из-за финансовой несостоятельности прекратил полеты итальянский бюджетный перевозчик Wind Jet. Туроператорам, кто пользовался услугами этой авиакомпании, пришлось в срочном порядке эвакуировать или отправлять на отдых своих туристов, а также оплачивать вынуждено застрявшим на Сицилии людям проживание и питание. Но если организованных отдыхающих, пусть с задержками, но все-таки вывезли, самостоятельным туристам было гораздо сложнее – им пришлось за свой счет приобретать новые билеты. Авиакомпании воспользовались моментом и существенно подняли тарифы. Улететь 15 августа из Катаньи в Москву и Санкт-Петербург можно было по цене от 16 до 22 тыс. руб. Для сравнения, стоимость перевозки Wind Jet туда-обратно составляла около 10 тыс. руб.
Назначенная итальянскими властями взамен Wind Jet авиакомпания Livingston также готова была перевозить ее пассажиров, но с доплатой 190 евро к уже имеющемуся билету.
Ситуация сейчас находится под контролем специальной комиссии, созданной правительством Италии. И еще не факт, что Wind Jet объявит себя банкротом. Есть версия, что Wind Jet все-таки будет поглощен национальным перевозчиком Alitalia, которая впоследствии предложит несостоявшимся пассажирам «привлекательные варианты». А в итальянских СМИ появилось трогательное письма от персонала авиакомпании, в котором он заверяет пассажиров: : «Каждая минута вашего опоздания приносит нам огромную печаль».
Делаем chargeback
Безусловно, всех самостоятельных туристов волнует вопрос: можно ли будет вернуть свои деньги? Опрошенные корреспондентом HotLine.Travel эксперты были практически единодушны: деньги можно вернуть только за официально отмененные рейсы. И при условии, если на счету авиакомпании имеются какие-то средства. Потому что ни банки, ни платежные системы, ни он-лайн сервисы не станут осуществлять возврат из своих собственных денег: в противном случае получается уже не бизнес, а какая-то благотворительность.
Но в любом случае, пассажиру «сгоревшего» билета нужно обратиться в банк, выпустивший кредитную карту, с которой произведен расчет, и написать заявление на операцию chargeback (типовая форма должна быть в банке). Кредитное учреждение обязано принять это заявление. В случае отказа следует отправить жалобу в Роспотребнадзор. Вообще, процедура возврата денег регулируется правилами Международных платежных систем.
Для возврата денег банку необходимо иметь документальное подтверждение факта «неоказания услуги». Это может быть заявление самого Wind Jet или официальное сообщение от авиавластей Италии. На основании документа банк-кардхолдер «взимает» средства у банка-эквайера (он осуществляет перечисление на расчетный счет торговой точки денежных средств за товары и услуги, оплаченные по карте, а также отвечает за возмещение средств торговым точкам, в которых оплачивались товары или услуги с помощью карт). А уже дальше – проблемы межбанковских взаимоотношений.
Вроде все просто. Но есть одно существенное уточнение. Chargeback проводит банк, выпустивший карту, и «добро» на проведение данной операции дается на усмотрение учреждения.
Насколько охотно банки возвращают деньги, рассказывают сами туристы. Вот лишь один пример, опубликованный на портале Banki.ru.
«13 июня я оплатила своей картой ВТБ24 билет итальянской авиакомпании Wind Jet из Милана в Москву. Сегодня стало известно о банкротстве авиаперевозчика. Я обратилась в банк с заявлением о спорной транзакции, т.к. фактически услуги перевозки мне не были - и не будут! - оказаны. Но мне сказали, что т.к. с момента совершения транзакции прошло более 45 дней, то вернуть деньги я смогу, только подав в суд на авиакомпанию». А вот что ответил представитель банка: «Ваше заявление получено и передано в профильное подразделение для проведения необходимой работы. Срок опротестования может составить до 60 дней, поскольку в данном случае осуществляется взаимодействие с международной платежной системой».
Не первый и не последний
За последние полгода Wind Jet стала далеко не первой европейской авиакомпанией, которая прекратила полеты, Так, например, в Испании обанкротился четвертый по величине перевозчик страны Spanair, в Чехии – Czech Connect Airlines, в Венгрии – национальный перевозчик Malev, а в Польше – бюджетная авиакомпания OLT Express.
И всякий раз самотуристам пришлось «выковыривать» деньги из банков. Таких историй в Интернете множество. Пожалуй, только с Malev все сложилось более-менее позитивно, но и то, только после того, как руководство авиакомпании дало отмашку на возврат.
Если Wind Jet по каким-то причинам не станет возвращать деньги, эксперты советуют обращаться в суд. При этом выгоднее подавать коллективный иск.
Так или иначе, но ситуация в современной авиаотрасли такова, что, с одной стороны, нужна конкуренция, особенно для российских перевозчиков, – в условиях монополии тарифы по некоторым направлениям выглядят просто неприлично. Но с другой – в силу объективных экономических причин (опять-таки из-за конкуренции и низкорентабельности) – авиаотрасль в Европе консолидируется. Поэтому возможны новые банкротства. Тем более, что некоторые авиакомпании оценивают эту экономическую процедуру как возможность подчистить финансы, освободиться от долгов и начать жизнь с «чистого листа».
Эксперты советуют туристам быть бдительнее при самостоятельной покупке авиабилетов, читать условия договора, приобретать страховки от невылетов и всегда оставлять деньги про запас на случай возникновения непредвиденных проблем.