Участники сообщества подвергли оглушительной критике идею использовать средства фондов ФПО
Правила возврата денежных сумм туристам из средств персональной ответственности (ФПО) туроператоров, опубликованные 9 апреля ближе к вечеру, подняли волну обсуждений в профессиональных группах Фейсбука. Онлайн-журнал HotLine.travel подготовил обзор комментариев из сообщества «Трэвел Президиум».
Высказывания экспертов группы объясняют «скрытые» аспекты документа и то, почему многие федеральные туроператоры, скорее всего, откажутся от возможностей, которые предоставляет им эта акция.
Иллюстрация Hotline.travel
Участник «Трэвел Президиум» Nikolay Belolipetskiy обратил внимание: процедура, определенная правительством по возврату денег за аннулированные туры из-за коронавируса, предполагает существенный временной лаг: «Прочитал, если туроператор соглашается и по реестрам все ОК, то туристам ждать денег восемь месяцев. Проще перенести тур на другие даты». Добавим, восемь месяцев и две недели, дополнительное время дано для того, чтобы туроператор сообщил в ассоциацию «Турпомощь» о намерении использовать средства из фондов.
Валерия Романенкова объясняет, почему обращаться к своим ФПО для туроператоров финансово невыгодно и «муторно»: «Надо же до 15 апреля внести 1/4 от взноса за 2020. Затем собрать все данные от туристов и подать список. 1. Если есть деньги, то и так возвраты можно сделать. 2. Собрать данные – это отдельная песня. Гораздо логичнее перенести оплату в фонд на 21 год и максимально работать по переносу дат тура».
Иллюстрация Hotline.travel
Еще более категоричен Андрей Якубов, его комментарий собрал больше всего «лайков» пользователей: «Схема совершенно безумная, если не сказать грубее. У всех туроператоров взносы в ФПО совсем небольшие – в большинстве случаев – 2% от объемов реализации.
То есть по факту у туроператоров (через ФПО) будет два базовых варианта:
1) или всем туристам выплатить (условно) – по 5–7% от стоимости туров, остальное «простить»;
2) или выплатить только 5–7% туристов полную стоимость тура, остальных «послать в сад».
Вопрос из серии: «Застрелиться в ухо или в глаз?»
Иллюстрация Hotline.travel
И еще важный аспект, который отмечает Андрей Якубов и другие участники группы: «Только все немного успокоились, и туристы начали соглашаться на депозиты и переносы.
Только Ростуризм поддержал эту правильную позицию. Только заговорили о том, что это общемировая практика и даже страны – не нам чета – так поступили...
Нет же!!!
Мы – «впереди планеты всей!»
Очередной чиновничий популизм, больше ничего!!!
Ещё и без реального механизма осуществления.
Еще одно популярное мнение: на всех денег не хватит. Кроме того, конфликты могут возникнуть на фоне распределения тех средств, которые находятся на счетах туроператоров. В частности об этом пишет Андрей Овсов: «Непонятно, кому давать, кому нет».
Иллюстрация Hotline.travel
Единственный путь, который поддерживает большинство участников дискуссии в качестве альтернативы вариантам поддержки со стороны правительства –легализация депозитов или ваучеров по примеру Германии и Франции.
Наталья Котельникова уверена: «Надо узаконить депозиты! И уж если на это не пойдут, то просто пусть замолчат все эти умники о 100% возвратах. Сейчас у всех ТО начались хорошие акции на перебронирование туров. Без информационного фона о возвратах туристов можно уговорить на перенос сроков тура. И уже надо перестать просить у правительства денег, они все равно вывернут все шиворот-навыворот, денег не дадут, зато публику закидают громогласными статьями. Для всего бизнеса выход из сложившейся ситуации только один – перебронь или депозит».
Елена Грекова поддерживает и предрекает последствия: «Сейчас суды заработают, и будет лес рук, депозиты, если не узаконят».
В качестве вывода возьмем реплику Екатерины Бежановой: «Проделана огромная работа по убеждению туристов в том, что вернуть невозможно и надо соглашаться на депонирование. Сегодня от многих из тех, кто был согласен и спокойно ждал, начали поступать звонки с требованием вернуть, потому что прочитали...
Иллюстрация Hotline.travel
Объяснить, что и как можно, но это все по новой... повторная работа с теми же клиентами... а когда их не 1 и не 2...
В общем, воздерживалась я от комментариев и дискуссий, но уже накипело».
...
Какие решения по итогу примут туроператоры, кто из них обратится к ФПО и захочет возвращать деньги туристам за путевки по несостоявшимся турам, а кто нет – будем выяснять завтра. Консолидированной позиции у поставщиков нет. Но и ждать им некогда, решения, согласно регламентам «Турпомощи», надо принять до 15 апреля.
В любом случае, уже сейчас понятно: появление денег в турбизнесе на цели возврата туристам может сильно осложнить взаимоотношения агентств с клиентами и привести к новым конфликтным ситуациям и обвинениям в адрес участников рынка