Пандемия подстегнула спрос на путешествия по России
Пандемия временно заморозила спрос на речные круизы, но после некоторой паузы это направление вновь на подъеме и сулит туроператорам и турагентам хорошую прибыль. В рамках спецпроекта «Круизы» разберемся, что происходит на рынке путешествий по рекам в канун лета-2021.
Спрос и цены
С поправкой на пандемию 2020 год для круизов по России оказался достаточно неплохим. Правда, старт сезона отодвинулся на 2-3 месяца из-за карантина, но, как только ограничения были сняты, круизные компании быстро сориентировались и запустили свои программы. В итоге две трети изначально запланированных круизов состоялось. При этом возник даже некий ажиотажный спрос и корабли ходили полными буквально с первой декады июля и до глубокой осени, уверяет генеральный директор Круизного центра «Инфофлот» Андрей Михайловский.
Осенью, в начале второй волны пандемии, наступило затишье: на фоне тревожных новостей люди затаились и не спешили бронировать отдых на 2021 год. «Но уже с конца декабря и особенно после каникул кривая спроса пошла очень сильно вверх. Это были не просто звонки, но уже бронирования и даже оплаты», – рассказывает эксперт. Если так пойдет и дальше, в феврале спрос выйдет на базовый уровень, как это было в обычные годы, прогнозирует он.
По словам топ-менеджера, длительные рейсы (на 7–10 дней) уже практически загружены на 80–85%. Начал закрываться и май, где больше коротких рейсов. Люди стремятся успеть воспользоваться сезонными скидками, хотя, по сравнению с осенними предложениями, когда дисконт доходил до 10–15%, сейчас они небольшие – 3–5%.
Немного подросли и цены: в среднем по рынку на 5–10%. Так, например, в июле стоимость круиза по маршруту Москва – Углич – Ярославль – Нижний Новгород – Казань на 5 дней и 4 ночи на теплоходе «Илья Муромец» начинается от 28 900 руб. за одного человека в двухместной каюте. А цена одного места в двухместной каюте круиза по маршруту Москва – Углич – Кузино – Горицы – Валаам – Санкт–Петербург (2 дня) – Мандроги – Кижи – Горицы – Дубна – Москва на 12 дней и 11 ночей на теплоходе «Две столицы» стартует от 60 490 руб.
Условия бронирования стандартные: предоплата – от 20 до 40% (зависит от политики судоходной компании), за 30 дней до рейса можно отказаться от круиза и вернуть полную сумму.
Кешбэк и сарафанное радио
Повышение спроса на внутренние круизы подтверждают и турагенты. «Мы, к нашему большому удивлению, начали бронировать летние круизы по рекам России», – говорит руководитель Бюро путешествий «Открытый мир» Татьяна Котельникова. Но сильно заранее круизы по России большинство туристов не покупает, уточняет директор компании «Гала-Тур» Галина Роговицкая. По ее словам, обычная глубина бронирования – максимум месяц. Поэтому активные продажи круизов начнутся весной. В том, что они будут, эксперт не сомневается.
На волне пандемии многие туристы впервые попробовали круизный отдых внутри России, и в этом году наплыв новичков продолжится, прогнозируют участники рынка.
«Начинает работать сарафанное радио. Приходят знакомые тех, кто в прошлом году в первый раз поехал. Я считаю, что эта тенденция в 2021 году еще больше раскроется. В этом плане круизы оказались в выгодном положении», – рассуждает Андрей Михайловский.
Позитивную роль играет и программа туристического кешбэка, признают эксперты. Условия компенсаций за отдых в России в 2021 году уже объявлены, ожидается, что правительство утвердит их в ближайшие дни.
Какие круизы популярны
Заметных изменений в предпочтениях туристов пандемия не принесла. Представители розницы отмечают, что по-прежнему наиболее востребованы короткие маршруты от 3 до 7 дней из Москвы (Мышкин, Углич, Плёс, Ярославль, Кострома и т. п.) и Санкт-Петербурга (Соловки, Валаам). В «Инфофлоте» к традиционно популярным направлениям, особенно среди новичков, относят также круиз между Москвой и Санкт-Петербургом.
Есть шанс, что на волне популяризации отдыха в России получат дополнительных пассажиров и более экзотические маршруты, например, экспедиционные туры по Байкалу и сибирским рекам. Но вряд ли этот объем будет значительным, и привлекут они, скорее, давних ценителей круизного отдыха внутри страны, которые уже освоили традиционные направления и хотят расширить свою географию.
На речные маршруты приходится 99% внутренних круизов в России. По морю до недавних пор ходил единственный корабль – «Князь Владимир». В конце января был анонсирован еще один морской круиз на сезон 2021 года – по Черному и Азовскому морям на новейшем теплоходе класса люкс «Мустай Карим». Интерес к таким программам есть, хотя пока не очень большой, но тема достаточно перспективная, считает Андрей Михайловский.
Повышению спроса на круизы по России способствует не только общая переориентация туристов на внутренний рынок, но и улучшение качества продукта, которое началось еще до COVID-19, считают эксперты. Среди основных трендов прошлого года они отмечают переориентацию на российских туристов теплоходов высокого уровня, которые раньше катали иностранцев. Ожидается, что в этом году тенденция продолжится.
«При этом цены не стали запредельными. Все понимают, что надо мягко входить с новым продуктом», – подчеркивает Андрей Михайловский.