Туристическая компания против транспортной. Какие шансы в суде?
«Дрим Тур» весной прошлого года заказал у питерской транспортной компании «Мобильные Системы» автобусную перевозку клиентов из Москвы и Санкт-Петербурга в Нижний Новгород на фестиваль электронной музыки. Ничто не предвещало беды. Но в июле, незадолго до поездки, началось такое…
Директор «Дрим Тур» Александр Мезенев обратился в рубрику «Помощь зала» с рассказом об этом рейсе и его последствиях. Самое худшее – это потерянные клиенты, от которых последовали негодующие отзывы в Интернете и даже угрозы. Были и финансовые потери, которые транспортная компания отказывается возмещать в добровольном порядке. Прошёл уже почти год, и теперь стороны готовятся встретиться в суде.
Рассказывает Александр Мезенев:
«Компанию «Мобильные Системы» я считал надёжным и проверенным перевозчиком – с ней раньше сотрудничал наш представитель в Санкт-Петербурге, и всё было хорошо. Но в этот раз проблемы начались ещё накануне тура. За три дня до выезда заместитель директора «Мобильных Систем» Роман Большаков сообщил мне, что один из трёх заказанных нами 49-местных автобусов сломался. По договору партнёр сам должен был урегулировать такую проблему и нашёл машину на замену, но предложил нам доплатить за неё 40 тыс. руб., так как это был более вместительный двухэтажный автобус. В итоге он обошёлся нам в 160 тысяч против 120 прописанных в договоре.
Мы согласились и, чтобы компенсировать дополнительные расходы, привлекли ещё 10 клиентов. Но при подсадке водитель этого автобуса потребовал с них доплату – по 1 200 рублей. Чтобы не нагнетать обстановку, мы заплатили. Потом выяснили, что «Мобильные Системы» арендовали этот автобус за 105 тысяч, т. е. денег с нас срубили дважды. После звонка Роману и просьбы прокомментировать такую ситуацию он сразу сказал, что готов оплатить эти 12 тысяч сам, ещё бы – мы-то доплатили 40!
Но эта машина, по крайней мере, была исправной. А вот с двумя другими на маршруте происходили, мягко говоря, неприятности. У одного протекала крыша – когда начался дождь, на пассажиров, которым достались сидения в конце салона, полилась вода. Водители говорили, что это проблема с кондиционером, и ничего тут не поделаешь.
Во втором автобусе неожиданно возникла ужасная, простите, вонь. Как выяснилось, биотуалет не был опорожнён после предыдущего рейса и переполнился. Клиенты возмущались несколько часов, после чего водитель остановил машину и вывалил содержимое туалета прямо на обочину шоссе.
Поехали дальше. И уже недалеко от Нижнего Новгорода один из автобусов начало болтать из стороны в сторону. Разбалансировка колеса. Так и прибыли на место назначения – практически в аварийном режиме.
Я вздохнул с облегчением, но проблемы продолжились. Двое из шести водителей «Мобильных Систем» заявили, что их не устраивает хостел, который мы забронировали для ночёвок в Нижнем. А это был хороший хостел, мы не раз размещали там сотрудников, и отзывы о нём только положительные. Тем не менее водители запросили 12 тысяч рублей на аренду квартиры.
Через два дня отправились в обратный путь. Выяснилось, что за это время они так и не решили проблемы с колесом, а потому прямо вместе с туристами прибыли в шиномонтаж, где два часа ушло на ремонт. Было воскресенье, клиентам на следующее утро надо было на работу, никто не хотел задерживаться в пути. Но сотрудникам «Мобильных Систем» это было глубоко безразлично.
К ночи прибыли из Нижнего в Москву, высадили часть клиентов, а остальных должны были доставить в Петербург. Но тут случилась очередная поломка – автобус почти завалился на бок, на скорости 20 км/ч доставил туристов до ближайшей станции метро, где им было предложено самостоятельно добираться из Москвы в Питер…
Роман Большаков и его брат, гендиректор транспортной компании Павел Большаков, решать проблему отказались. Но написали смс, чтобы мы ехали на том, что есть, и если откажемся, то они ничего компенсировать не будут.
Часть клиентов добирались домой поездом за наш счёт, естественно, для остальных мы экстренно арендовали такси.
Впечатления туристов от этого путешествия описывать не буду. Отмечу только, что нашей репутации нанесён большой урон – были и негативные отзывы в Интернете, и даже угрозы.
Свои финансовые потери мы оценили в 151 195 рублей (фактические затраты только на транспортировку людей из Москвы в Питер) и обратились к Большаковым с предложением компенсировать убытки. «Нет, тысяч тридцать – максимум», – был ответ.
Конечно, я буду подавать в суд. Хотя мой юрист говорит, что шансов взыскать деньги практически нет – на ООО «Мобильные Системы» не числится никакой собственности. Но с решением суда привлечь внимание соответствующих инстанций и устроить тотальную проверку данных перевозчиков намерены серьёзно.
Интересно мнение коллег, действительно ли в такой ситуации «партнёр» может быть уверен в собственной безнаказанности?
Но главная цель этой публикации – поделиться опытом сотрудничества с «Мобильными Системами». Отрасль должна знать своих героев».
«Мобильные Системы» отвечают
В целях объективности редакция предложила руководству «Мобильных Систем» прокомментировать заявление «Дрим Тур».
Роман Большаков подтвердил только факт поломки и вынужденной замены автобуса до начала тура. Все остальные претензии заказчика Александра Мезенева он категорически отвергает.
В частности, проблемы с туалетом в автобусе, по версии г-на Большакова, создали сами клиенты: «Ничего удивительного. Контингент, который ехал на рейв-фестиваль, набрал пива столько, что его хватило бы на пять автобусов, и начал разогреваться ещё в Питере, не тронувшись в путь».
Видео с фестиваля, на который ехали туристы
Что касается хостела, по версии «Мобильных Систем», шестерым водителям предложили разместиться на три дня в комнате 12 кв. м без окон, душа и вентиляции в 30-градусную жару после 1 200 км за рулём. «Тут бы и Геббельс пустил слезу, – полагает Роман Большаков. – Водители, со свойственной им сдержанностью, описали всю гамму чувств, которые они испытывают к организаторам тура, сначала Евгению, а затем мне. Не забыв при этом упомянуть, где бы они хотели видеть всех нас после этого».
О поломке автобуса на обратном пути – было дело, признаёт представитель транспортной компании. Неисправность устранили буквально за час, но пассажиры тем временем куда-то разбрелись и больше не явились.
«Просто Мезенев А. хочет переложить ответственность за плохую организацию тура на кого-то другого, кроме себя, – резюмирует Роман Большаков. – И хочет выставить перевозчика виновным в своих ошибках. Мы на рынке перевозок уже 18 лет, и тоже дорожим своей репутацией».
Итак, две стороны – два мнения. Разбираться в этих перипетиях будет суд. Предварительный диагноз предлагаем поставить читателям.