…и отказался от поездки. Есть ли шанс вернуть деньги за фактически сорванный отдых?
Эту историю редакция HL узнала от туриста Константина Кипчатова. Он оказался среди клиентов ANEX Tour, которые 14 мая не улетели в Грецию из-за отсутствия въездных документов. Работники греческого консульства не успели выдать визы до отправки рейса.
Рассказывает Константин Кипчатов:
«После того как я не вылетел на отдых, мне сказали, что единственный выход – ждать паспорт, а дальше самому решать свои проблемы. На следующий день ситуация не изменилась. Работник турагентства «Санрайз тур», где я купил поездку, сославшись на то, что от них ничего не зависит, порекомендовали звонить туроператору. На горячей линии ANEX также от меня открестились и отправили обратно решать вопрос в агентство. Решил звонить в визовый центр на Никитском бульваре, куда подавались документы. Там сказали, что оформление визы займёт от 10 до 30 дней. При этом 27 апреля, когда я покупал тур, в «Санрайз тур» заверили меня, что она будет готова к 6 мая. Просидел на чемоданах четыре дня, и 18 мая вечером мне позвонили из турагентства. Сказали, что виза готова, и я могу купить новый билет за свой счёт и отправляться в тур. Вот только ни денег на билет, ни желания отдыхать у меня не было. До окончания тура, при условии, что я всё-таки вылетел бы в Грецию, оставалось три дня. Обратился к туроператору с просьбой вернуть деньги за тур. Но в ANEX отказали, сославшись на то, что я не оформлял страховку от невыезда. Могу ли я как-то возвратить деньги за тур?»
Тем временем в ANEX Tour пояснили, что аннулировать тур компания будет со 100 %-ным штрафом. «Туроператор действует строго в рамках договора. Исключение составят те туристы, которые застраховали визовые риски, но этой услугой, как правило, пользуются единицы», – уточнила исполнительный руководитель PR-департамента туроператора Елена Кокоева.
Отметим, что туроператор фактически свои обязательства выполнил, задержка с выдачей визы произошла в консульстве.
Тем не менее Полина Барабанова, директор по организации юридического обслуживания в сфере туризма BLS Custos Group, считает, что турист может подать в суд заявление о возмещении ему стоимости тура за минусом затрат, понесённых туроператором. Это можно сделать на основании статьи 32 Закона РФ о защите прав потребителей и части 3 статьи 781 ГК РФ.
«Соответственно, в ходе разбирательства встанет вопрос о понесённых туроператором фактических расходах. То есть компании придётся предъявить документы, что она оплатила бронь авиабилетов и гостиничного номера. Кроме того, нужно будет выяснить, были ли туроператором своевременно поданы документы на визу. При этом, если на сайте консульства указано, что оформление и выдача визы может занимать до 30 дней, то суд, конечно, спросит, проинформировал ли туроператор об этом туриста и почему он подал документы за 18 дней до поездки. И если будет установлено, что туроператор подал документы на визу с нарушением срока, то суд может взыскать в пользу туриста полную стоимость поездки, не учитывая фактических расходов компании», – говорит Полина Барабанова.
Впрочем, вопрос возмещения стоимости тура может быть решён и в досудебном порядке, если турист и туроператор сумеют договориться о сумме возврата. Однако пока ни одна из сторон не готова идти на уступки.