Юристы дали ответы на часто встречающиеся вопросы
Остановка полётов в Египет вызвала массу вопросов у турагентств: туристы, оплатившие туры, далеко не всегда соглашаются на предложенные варианты замены. Что делать турагенту в той или иной ситуации? Ответы на наиболее часто встречающиеся вопросы дают юристы.
Что делать, если турист не соглашается на альтернативу, предложенную туроператором, и требует у турагента полностью вернуть деньги за тур в Египет?
Отвечает Дмитрий Морозов, председатель Комиссии по совершенствованию правоотношений в туризме Союза туристических агентств (СТА).
В разговоре с клиентами надо настаивать, что согласно статье 9 Закона «Об основах туристской деятельности в РФ» ответственность за турпродукт лежит на туроператоре. И это же разъяснено постановлением Верховного суда РФ.
Затем надо объяснить туристу, что он имеет право предъявить претензию и требовать от туроператора возврата средств по статье 781 Гражданского кодекса РФ: за вычетом фактически понесённых затрат (ФПЗ). Мы рекомендуем ссылаться именно на эту статью. Если турист считает иначе – он вправе предъявить претензии и обращаться в суд.
В этой связи я очень рекомендую турагентам проверить правильность оформления всех документов. Надо убедиться, что у розничной компании заключён действующий договор с туроператором, что именно этот туроператор правильно указан в договоре с туристом. Надо также проверить наличие оплаты со стороны агентства в адрес туроператора. В общем, стоит подготовиться к тому, что переговоры с клиентами могут перейти в судебную плоскость, и не допускать ошибок.
И ещё одна рекомендация агентам. Важно дублировать всю свою переписку Почтой России. Копии отправлять заказными письмами и туристу и туроператору.
Как правильно оформить заявление на возврат средств? Должен ли турист написать её в адрес турагента, а тот передать туроператору, или можно предложить туристу сразу обращаться с претензией к туроператору?
Отвечает юрист Александр Байбородин
Если турист готов подождать, рассматривать варианты, то стоит повременить с претензией на возврат средств и всё-таки попробовать достучаться до туроператора, чтобы найти компромиссный вариант. Это лучший сценарий для всех. Надо объяснить туристу, что если он пойдёт в суд, то не факт, что получит деньги. Ведь государство в этой истории заняло странную позицию – рейсы запретили, но и страну опасной не объявили, поэтому туроператоров можно понять: оснований для полного возврата нет.
Если турист топает ногами и требует денег, то ему можно помочь составить заявление на возврат: показать образец, и предложить адресовать свои требования непосредственно в адрес туроператора. Можно послать такое письмо с адреса своего агентства, снабдив сопроводительным комментарием.
Смысл всего этого в том, чтобы турист сразу понял – есть два основных участника отношений - он и туроператор. И агент здесь точно такой же заложник ситуации как турист – ведь все вопросы возвратов денег, переносов и т.д. находятся в компетенции туроператора, а не турагента.
По закону туроператор имеет 10 дней на ответ с момента получения претензии. Но, честно говоря, я сомневаюсь, что в данной ситуации ответ, полученный по почте, будет отличаться от позиции, которую компания обозначила у себя на сайте. Лучше все-таки договариваться.Агентство готово содействовать туристу в возврате стоимости тура у туроператора, но не хочет отдавать комиссию, считая свою работу выполненной. Вправе ли турагент не возвращать комиссию?
Отвечает юрист Полина Барабанова (BLS Custos Group).
Деньги платят за конкретные услуги. Если турагент в договоре с туристом указал, что его услуги стоят столько-то, то есть все основания удержать эту сумму. Особенно если на неё подписан акт. В этом случае услуги оказаны. Если в договоре есть просто общая цена тура, то в спорной ситуации, когда клиент требует все деньги, турагенту придётся доказывать, что он действительно понёс расходы на такую-то сумму. В суде это сделать непросто, понадобятся документальные подтверждения расходов по обслуживанию конкретных клиентов.
Как поступить турагенту, если туроператор принудительно аннулирует забронированный тур в Египет, выставляет при этом почти 100 % ФПЗ и, по сути, предлагает только два варианта – перебронировать заявку на другое направление или оставить деньги на депозите. Насколько правомерна такая позиция туроператора, можно ли всё-таки добиться возврата денег туристу, ведь инициатором аннуляции является сам туроператор?
Отвечает юрист Георгий Мохов, член правления РСТ
Если исполнитель отказывается от выполнения условий договора по своей инициативе, он не может удерживать ФПЗ. По Закону он обязан возместить заказчику убытки. Тот факт, что инициатива аннулирования тура у туроператора вынужденная и возникла вследствие не зависящих от него обстоятельств, будет рассматриваться уже в суде. А суд по справедливости определит, кто в результате всего этого пострадал и в какой степени.
Для агентства правильнее встать на позицию свою клиента, проявить солидарность интересов и попытаться путём переговоров найти компромиссное решение, которое минимизирует убытки всех сторон. То есть лучше договариваться с туроператорами, хотя сейчас, как сообщают, цены выросли на всех направлениях и делать это становится сложнее.