Туристические сделки века
В конце января – начале февраля внимание экспертов переключилось с глобальных последствий цунами в Юго-Восточной Азии на процессы купли-продажи, захлестнувшие российский туррынок едва ли не так же внезапно. В числе топовых тем, например, оказался альянс между немецким концерном Oeger Tours и ANEX TUR, а также покупка части акций «Детур» австро-немецким оператором Vasco. Однако больший резонанс вызвало известие о сближении двух крупных игроков билетной части туррынка – «Инны Тур» и компании «VIP-сервис». В агентском кругу эту новость сразу окрестили «сделкой века».
Кто купит «Инну»?
Разговоры о продаже «Инны Тур» на самом деле начались года три назад, когда концерн TUI и другие немецкие операторы еще только присматривались к российскому туррынку. Тогда, по некоторым сведениям, покупатель и продавец (в роли последнего выступали основатели компании – чета Бельтюковых) не сошлись в цене.
Вторичный выброс информации о готовящейся продаже «Инны» произошел в июле 2004 г. Напомним, тогда у «Гута Банка», через который проходили платежи фирмы, начались финансовые проблемы. В те дни, как высказался в новостях «БАНКО» один из экспертов, претенденты на покупку турфирмы «толклись в штаб-квартире «Группы ГУТА» чуть ли не с утра до вечера». Среди потенциальных покупателей называли ряд крупных туроператоров и авиакомпаний, а также банков, связанных с турбизнесом. Например, а/к «Сибирь», «Национальный Резервный Банк» (НРБ) и «ТЕЗ ТУР».
В итоге финансовые потоки «Инны» были переведены в НРБ, являющийся одним из ключевых акционеров «Аэрофлота», но ожидаемая сделка так и не состоялась. И вот сейчас новый поворот и новая сюжетная линия: сближение «Инны» с другим крупным игроком билетного рынка – компанией «VIP-сервис», о котором 27 января сообщалось в публикации RBC Daily.
Игра на выбивание
Учитывая многолетний шлейф всевозможных предположений вокруг будущего «Инны Тур», вполне естественно, что на рынке вновь заговорили о ее продаже. Однако представители обеих компаний опровергли сведения о якобы готовящейся сделке. Президент «VIP-сервис» Вадим Мукоед в интервью «БАНКО» удивился вниманию прессы к контактам его компании с «Инной» и сообщил, что никакого альянса нет. С этой компанией, по его словам, «VIP-сервис» связывают такие же отношения, как и с другими партнерами.
В самой «Инне» ситуацию комментировали охотнее. Генеральный директор Дмитрий Горин пояснил, что с апреля прошлого года, после введения «нулевой» комиссии, наиболее крепкие игроки билетного рынка объединили усилия для защиты рынка в целом. Костяк этого своеобразного «клуба авиаброкеров» составили «Инна», «VIP» и «Транстур». Основные вопросы, обсуждаемые в «клубе», связаны с общими проблемами отрасли, и другие компании приглашаются к сотрудничеству. «Возможно, мы когда-то будем размещать совместную рекламу, но ни о каком слиянии или объединении отдельных видов деятельности, как об этом пишет бизнес-пресса, и речи не идет. Кошелек у каждого должен быть свой», – объяснил г-н Горин. В дальнейших планах «клуба» – работа с отраслевыми ассоциациями, представителями авиакомпаний, правовая и законодательная защита рынка.
Наблюдатели, тем не менее, выражают беспокойство. Появилась даже версия, что сближение «Инны» и «VIP-сервис» может обернуться демпингом по билетам «Аэрофлота». Юлия Соколова, начальник отдела авиаперевозок «Болеро-Тур», поясняет, что члены «клуба», делая упор на свои объемы продаж, могут попытаться добиться уступок от нацперевозчика и продавать билеты дешевле конкурентов. Это якобы вынудит мелких прямых агентов авиакомпании стать субагентами более крупных конкурентов.
Как полагает руководитель «Аэротранс» Александр Мавроди, консолидация объемов продаж в руках ограниченного круга агентов чревата уже для самого нацперевозчика. По его оценке, сейчас «Инна» и «VIP-сервис» продают порядка
10% билетов «Аэрофлота». Как известно, его сбытовая политика направлена на сокращение числа агентов. Следовательно, возникает предпосылка для концентрации в руках «Инны» и «VIP-сервис» значительной доли авиабилетов нацперевозчика. А если это произойдет, конкурентам будет легче отрезать «Аэрофлот» от каналов сбыта. Правда, для этого им придется купить и саму «Инну», связанную с национальным перевозчиком плотными узами НРБ.
У более мелких авиаагентов есть другие причины бояться консолидации крупных игроков. Сейчас агентская ниша на рынке становится все более сложной: наряду с жесткими мерами «Аэрофлота» по снижению комиссии и введением обязательной государственной сертификации меняется конъюнктура. Поэтому любое событие, которое может привести к еще большему ужесточению условий конкуренции на билетном рынке, вызывает опасения.
Сколько дадут за МГП?
В феврале возобновились разговоры вокруг перспектив продажи еще одного давнего туристического лота – «Магазина горящих путевок». По неофициальной информации, повод дал сам владелец этого бренда – Андрей Озолинь. После событий, связанных с цунами, в приватных беседах он якобы неоднократно грозился порвать с турбизнесом и уехать жить в Италию. Мол, устал Андрей Таливалдович: слишком велики риски, крайне мала прибыль...
В качестве покупателя в этом контексте чаще всего называют холдинг «Туральянс». Его представители не отрицают факт переговоров. Однако об их результатах, уточняют в «Туральянсе», говорить рано.
А пока решение не принято, «ГЛ» предложила экспертам решить задачку: насколько реальна продажа МГП за $8 млн., если у сети сильный бренд, в нее входят 186 офисов по всей России, включая 13 собственных, и каждый из них приносит в среднем за год $4 тыс. отчислений? Именно эти цифры г-н Озолинь озвучил в недавнем интервью «Бизнес-журналу».
Андрей Андреев, «Глобал тревел»:
– Наверное, Озолинь учился в школе менеджеров. Там стоимость бизнеса учат считать по европейско-американской схеме, то есть годовая прибыль умножается на 10 лет. Если Озолинь, как говорят, в среднем имеет $4 тыс. прибыли с каждой из 186 точек, то получится $7,5 млн. Но возникает вопрос, кому этот бизнес нужен: цена слишком высока, таких продаж на нашем рынке еще не было. Я бы вообще ничего не дал за эту сеть и не вижу никого, кто мог бы ее купить. Собственные агентства еще можно продать, но франчайзи... Они не привязаны к сети, поэтому никому не интересны.
Сельчук Бугай, «Куда.ru»:
– На любой товар есть покупатель, но только не за $8 млн. Франчайзинговые агентства сегодня есть, завтра – нет, могут в любой момент уйти, потому что параметры рынка меняются. Но бренд, конечно, хороший.
Алексей Крылов, UTS:
– В России вряд ли найдутся люди, которые могли бы выложить за МГП $8 млн. Агентскую сеть может приобрести крупный холдинг или турконцерн, который играет «в долгую», и, скорее всего западный. TUI пока прощупывает наш рынок, это маркетинг, не более того. Они пошли по операторскому пути, но им потребуется и розница. Правда, чтобы подмять рынок под себя, им нужен объем. А для этого понадобится покупка сразу нескольких агентских сетей, чтобы получить минимум 50% розницы.
Вопрос достойной цены – главная сложность. Методик ее определения много, но я бы не купил МГП за $8 млн. Нужно исходить из прибыли сети за полтора-два года, то есть МГП должен стоить миллион-два.
Владимир Воробьев, «Натали Турс»:
– Цена, которая фигурирует, – это цена предложения, она обсуждаема. В данной ситуации это порядка 10 годовых прибылей компании, что соответствует западному подходу к оценке стоимости. Но в России, как правило, больше трех годовых прибылей за компанию не дают – слишком много рисков. Зачастую цена равна годовой прибыли, поэтому нижняя планка стоимости МГП – $1 млн.
И еще один фактор, который надо учитывать. После цунами стало понятно, что в любой момент даже крупная компания может прекратить свое существование в силу незащищенности турбизнеса. Поэтому я не думаю, что найдется инвестор, готовый вложить в турсеть $8 млн. Оптимальная стоимость – где-то $3 млн.
P. S. 4.02 на форуме сайта www.tourdom.ru Андрей Озолинь подтвердил, что переговоры по продаже МГП активизированы, а одним из возможных покупателей действительно выступает «Туральянс». Судьба сделки решится в феврале – дальше начнется сезон.