В разгар греческого кризиса, когда все, и отельеры тоже, переживают непростые времена, представители Ассоциации греческих туристических компаний (SETE) на редкость хладнокровны и готовы поделиться своим мнением о ситуации и перспективах туризма в Греции.
- На рынке ходят слухи, что меню в греческих отелях может измениться в сторону экономного варианта и стать более скромным. Это симптомы кризиса?
Наоборот! В большинстве отелей улучшается качество ингредиентов и обновляется меню. То, о чем вы спрашиваете, касается исключения из меню продуктов низкого спроса. В любом случае ежегодно проводятся исследования и вносятся корректировки на основе мнений клиентов. Мы следуем нашей приверженности большинству греческих продуктов, которые отличаются высоким качеством и получили международное признание.
В Греции на протяжении многих лет отмечается парадокс: в страну импортируются продукты, в которых мы являемся чемпионами по качеству! Как наглядно продемонстрировал недавний опыт Sympossio (совместная программа греческих производителей и отельеров по продвижению греческой гастрономии за рубежом), ситуация должна быть изменена, и, как обычно, кто-то должен сделать первый шаг!
- В Греции не наблюдается никаких новых проектов в области туризма. Почему, как вы думаете?
Ежегодно в греческих отелях происходит реновация, а также в небольших масштабах инвестируется иностранный капитал. Крупных проектов нет не только в туристической отрасли, но и в других отраслях экономики. Кто не действует последовательно, тот не выживает.
Многие греческие бизнесмены, как и мы, продолжают систематически инвестировать в свой персонал и сервис, сохраняя при этом высокий уровень качества услуг и удовлетворяя все потребности клиентов. В России, например, вспомните сами, до бума прошедшего десятилетия отели не реновировались десятилетиями...
Сегодня в Греции естествен тот факт, что новые инвестиции из-за границы идут медленно, потому что в этот период происходит реконструкция экономики и проводятся реформы для создания благоприятного климата для развития бизнеса и привлечения в страну инвестиций. Одновременно с этим повышается спрос со стороны инвесторов на курортные комплексы. В ближайшем будущем мы ожидаем, что многие отели сменят хозяев и станут работать при новой администрации.
Может быть, это и плохо для некоторых семей владельцев турбизнеса, но в греческих отелях формируется новая среда с новыми игроками рынка.
Много слухов ходит об отношениях греческих отельеров с туроператорами и повороте в сторону России в ответ на спад традиционных рынков.
Это правда, хотя не встает вопрос замены одного рынка другим. Россия – очень динамично развивающийся рынок, но у нее есть свои особенности, и ей нужно время для созревания. В первые годы у греческих отельеров не было большого доверия к туроператорам России.
Но ситуация изменилась. Напротив, нужно отметить, что мы исключительно плодотворно сотрудничали с большинством туроператоров России, и это сотрудничество продолжается до по сей день дня. Конечно, тревожит тот факт, что наблюдается большая нестабильность на рынке туроператоров, и нам надо быть еще более внимательными впредь. Надежность всех игроков рынка зависит от решений, которые будут приняты в ближайшее время. К тому же вы знаете, что кризис коснулся и русских туроператоров.
- В последнее время туристы не доверяют турфирмам. Может, будет лучше, если вы перейдете на прямые продажи?
У путешественника всегда есть свобода выбора. Туроператоры, которые работают на греческом направлении, показывают исключительные результаты в течение последних лет.
Наша философия подтверждается на деле: идти к доверительным отношениям неспешными и уверенными шагами. «Праздничные фейерверки» чреваты опасностью для туризма в целом. Как греческие отельеры, так и российские туроператоры должны глубоко изучить рынок и вникнуть во все детали: его проблемы и возможности, быстрое развитие новых технологий и межгосударственных связей. Все это в результате станет иметь значение, и никто не может предрешить, чего ждать в будущем. В прошлом все, кто пытался осуществить прямые продажи, потерпели неудачу, так как важнейшим человеком в этой цепи является турагент. Я лично знаком с многими из них, и меня привлекают их непосредственность и эмоциональный подход к продажам турпакетов. Чтобы эта формула уступила место новой, туристам придется дать еще много гарантий.
- Наболевший вопрос. Что вы будете делать, если туроператор, с которым вы сотрудничаете, обанкротится и окажется вашим должником? Был ли у вас такой опыт в прошлом?
Во-первых, я рад, что и вы признаете: рынок формировался без непосредственного участия и ответственности отельеров. Мыслящий человек рассмеялся бы, если бы поверил, что отельеры определяют его судьбу. Нам платят туроператоры, а им – клиенты. Цепь крепка тогда, когда работает каждое ее звено: выбьется хотя бы одно из них – цепь порвется. В общем, я никогда не слышал, чтобы из греческих отелей когда-либо выставляли на улицу туристов, и никто не собирается этого делать. Клиенты не виноваты. Наоборот, приехав к нам, они оказывают нам честь своим выбором, и мы им отплатим своим гостеприимством.
- Греция на грани банкротства. Что делать туристам, если в дни их пребывания в Греции случится дефолт?
Разговоры, которые ведутся вокруг этой проблемы, невежественны и злонамеренны. Одобрен PSI, поэтому я не понимаю, почему общество держат в страхе. В случае дефолта страны пострадают государственные структуры, а гость нашей страны проходит через каналы частного сектора, который финансируется из других источников. Частями цепи, о которой я говорил выше, являются туристы, туроператоры, авиакомпании и т. д., представляющие зарубежные страны, например компания «Трансаеро», объемы и значимость которой внушают чувство доверия и уверенности.
Один из многих сценариев, который мы разрабатываем на данный момент как страна, – это стать более конкурентоспособными в сфере услуг, ценовой политики и облегчения доступа в нашу страну. Евросоюз хочет, чтобы Греция стала конкурентоспособной и оказалась в одном ряду со странами, не входящими в ЕС, в сфере услуг и ценовой политике, чтобы воспрянул опять греческий туризм, который питается историческим наследием, кулинарными традициями, богатством культуры, климатическими особенностями нашей прекрасной страны.