За 18 лет жизни в Эмиратах Сирак Мурадян так и не перенял восточной манеры общения. На вопросы, даже самые неудобные, отвечает прямо. В интервью «ГЛ» он рассказал об итогах драматичного сезона-2012/13 и о том, каким будет контрактинг на следующую зиму.
– Сирак, лично для вас главным событием сезона была покупка московского туроператора Space Travel. Как прошла интеграция?
– Да, это действительно большое событие. С февраля компания полностью перешла в собственность нашей семьи. Мы с сыном получили именно то, на что рассчитывали, – стабильный бизнес в России, значительный поток клиентуры высокого уровня в статусные отели ОАЭ и других стран.
– Конкуренты обращают внимание на то, что не обошлось без кадровых потерь. Например, из Space уволился бывший гендиректор – Сергей Овчинников…
– Нам удалось практически полностью сохранить коллектив. Расстались только с тремя сотрудниками, причем двое из них подали заявления об уходе по нашей инициативе. А Сергей… Он специалист по ОАЭ, но мы с самого начала понимали, что на данном этапе компании нужен другой специалист и генеральный директор. Эту позицию, как вы знаете, занял мой сын Артур.
И Сергею ничего не оставалось делать, кроме как уйти из компании.
– В таких ситуациях топ-менджеры обычно открывают собственный бизнес.
– И я не помню случая, когда они создали бы серьезную конкуренцию своим бывшим работодателям. Что касается Space Travel, туроператор на рынке уже 20 лет, имеет безупречную репутацию. И сейчас некоторые пытаются на этом спекулировать. Говорят, что если из компании уйдут несколько человек, то они станут «таким же «Спейсом». Время расставит всё и всех по своим местам.
– При вашем участии Space Travel растет. Наверное, сейчас идет активный поиск управленцев?
– Мы провели переговоры с рядом известных людей, которые претендуют на руководящие должности. По нашим наблюдениям, их требования завышены, при этом заранее понятно, что работать с ними будет сложно – они не готовы подстраиваться под новую для себя корпоративную культуру.
Тем не менее мы по-прежнему открыты для диалога с талантливыми топ-менеджерами. А пока будем растить лидеров в своем коллективе – дадим некоторым способным сотрудникам Space Travel возможность проявить себя на более высоких позициях. А со стороны активно набираем рядовых менеджеров и работников среднего звена.
Вы верно отметили, что туроператор растет – увеличивает объемы продаж, переезжает в суперсовременный офис на «Тульской», проводит полный технологический апгрейд. Но хочу отметить, что при этом он сохраняет главные приоритеты – продолжает специализироваться на качественном продукте высокой и средней ценовой категории. Гнаться за массовкой Space Travel не будет.
– А как насчет вашей эмиратской компании, Al Khalidiah Tourism? Удалось ли ей в сезоне-2012/13 сохранить прошлогодние объемы?
– Зима была сложной для всех принимающих туроператоров ОАЭ. На Западе усугубляется кризис, турпотоки из Европы падают. В России они, напротив, растут, но самые крупные поставщики клиентуры открывают в Эмиратах собственные принимающие компании.
И все-таки Al Khalidiah сохранила объемы практически полностью – на 95%; отчасти – благодаря тому, что мы активизировались на рынках СНГ: в Украине, Беларуси и Казахстане.
Общий турпоток на направлении, хотим мы того или нет, смещается в сторону более экономичных отелей. И мы должны отвечать требованиям рынка, поэтому в своем ассортименте увеличили долю демократичных гостиниц. Впервые взяли коммитменты в Рас-эль-Ха́йме и Фуджейре и очень успешно отработали на этих курортах.
– Есть информация, что многие принимающие туроператоры ОАЭ не справились с объемами своих гарантированных квот в дорогих отелях и даже пытались получить от них возврат депозитов. Вы это делали?
– Да, в единичных гостиницах. И в половине случаев они пошли нам навстречу – зачли нереализованные нами депозиты в счет предоплат на следующий сезон. А по тем объектам, где с управляющими не удалось договориться, мы примем свои меры, более осторожно подойдем к контрактингу на следующий год. Но я хочу подчеркнуть, что в ассортименте Al Khalidiah по-прежнему будут все востребованные отели ОАЭ по конкурентным ценам.
– А как дела в отелях Шарджи, которыми управляет ваша компания?
– С полной загрузкой работает комплекс Al Khalidiah Villas, который уже 17 лет известен на рынке, и Royal Beach Resort & Spa 5* (ему три года). Event Hotel 4* мы взяли в управление осенью прошлого года, он заполняется на 75–80%, и для первого сезона это тоже неплохо. Я уверен, что в следующем году выйдем на полную загрузку – гостиница обеспечивает оптимальное соотношение цены и качества. И она совершенно новая, а вы наверняка знаете, как мало в Шардже строится современных отелей.
– Сирак, вопрос из другой области. В последнее время на эмиратском направлении начались серийные задержки в выдаче виз. Чем объясняются проблемы и коснулись ли они вашей компании?
– Было несколько крупных инцидентов, связанных с наркоторговлей, и в них, очевидно, участвовали граждане СНГ. Теперь власти ОАЭ более тщательно проверяют всех мужчин, и это создает определенные неудобства туристам. У нас порядка десяти клиентов в этом сезоне получили визы позже, чем планировалось. Мы быстро урегулировали все проблемы и теперь действуем в соответствии с новыми инструкциями миграционной службы, которая официально заявила, что срок оформления визы – 3–5 рабочих дней.
– В марте вы побывали на основных туристических выставках СНГ. Какие впечатления и выводы?
– Я провел успешные стратегические переговоры с крупными ТО и думаю, что в результате мы удивим рынок новыми партнерскими альянсами. Больше того, двум российским игрокам я сделал хорошие предложения, от которого будет очень сложно отказаться.
– Еще одно слияние/поглощение?
– Обмена активами не будет. Речь идет о серьезных конкурентных преимуществах на будущий сезон.
Вообще на выставке в Москве мне стало ясно, какую тактику выбирают российские туроператоры, подсчитав потери прошлой зимы. Все сейчас пытаются снизить риски и частично переложить их на принимающих партнеров.
– В вашем случае куда еще больше перекладывать? Вы и так сами оплачиваете коммитменты в отелях.
– Да, я считаю, что это справедливо, партнеры должны делить ответственность. Отправляющий ТО рискует в воздухе, принимающий – на земле. И я сохраню такой подход к сотрудничеству с теми компаниями, которые поддержат меня летом: создам для них очень комфортные, заманчивые условия работы зимой в ОАЭ. Если же в низкий сезон я не увижу активности от какого-то туроператора, то не буду брать на себя его риски по коммитментам на следующий год.
Но я уверен, что этого не случится – партнеры ценят мою лояльность и знают, что могут на меня положиться в самых сложных ситуациях. К примеру, в прошлом сезоне я с удовольствием помог некоторым российским партнерам – кредитовал их на очень серьезные суммы. Сейчас задолженности на 80% погашены, оставшиеся платежи мы получаем в нормальном режиме.
Желаю вам доброго здоровья и успехов в работе!