от гендиректора «АРТ-ТУР» Дмитрия Арутюнова
У Дмитрия Арутюнова есть необычные хобби. Например, предсказывать будущее. Да, вы не знали? Еще – находить плюсы всегда и везде, в том числе и там, где большинство видит одни проблемы. Наверное, этим отчасти объясняется жизнестойкость «АРТ-ТУР»: 29 лет в туризме – заявка на рекорд. В интервью Hotline.travel Дмитрий Николаевич рассказал, какие бонусы удалось получить от коронавирусного коллапса и что хорошего нам всем принесет наступающий летний сезон.
Дмитрий, кстати, о предсказаниях. Многие помнят, как еще до пандемии на Даче ТБГ вы с сотрудниками «АРТ-ТУР» устроили флешмоб – раздачу масок под лозунгом «COVID не пройдет». И ведь не прошел. До сих пор остается на повестке дня. Говорят, что вы тоже зимой подхватили коронавирус, причем не в самой легкой форме…
Да, переболел, с пневмонией. Плюс в том, что быстро восстановился и в марте со свежими антителами активно работал на выставках. А потом мы с коллегами провели в клубе «Самокат» (уже в 21-й раз!) наши традиционные турниры по боулингу и караоке для работников туризма. Душевно пообщались, было много красивых призов.
Вообще «АРТ-ТУР» всегда славился офлайн-мероприятиями для турагентств.
Теперь мы возобновляем их по мере возможности. С осени проводим в регионах роуд-шоу, собираем аншлаги, убеждаемся, что люди очень соскучились по живым встречам и хотят развиваться. Раньше многие, например, говорили: «Зачем нам ваши Эмираты или Мальдивы, когда есть более массовые направления, с которыми работать проще». Но сейчас в силу ограничений турагентства готовы изучать новое, и мы как опытные профессионалы им с удовольствием помогаем.
Возвращаясь к теме партнерских эвентов. Совсем скоро, уже в мае, мы подведем итоги акции «Золотая лихорадка» за 2019–2021 годы, а осенью организуем для победителей очень интересный и долгожданный инсентив-тур в одну из самых удивительных стран. В прошлом году по известным причинам это было невозможно, однако турагентства могут не волноваться – их баллы сохраняются и могут принести им победу.
Вы строите планы на осень… А есть ли будущее у массового международного туризма? По мнению пессимистов, ему не дадут очнуться: власть заинтересована, чтобы граждане оставались в стране, тратили бы свои отпускные бюджеты на отечественных курортах и не завозили «импортных» инфекций.
Да, звучат в кулуарах рынка такие рассуждения. Но я уверен, что на уровне руководства страны есть понимание: в XXI веке невозможно ограничить свободу передвижения, человека путешествующего не сделаешь оседлым. И наш президент в одном из своих выступлений четко дал понять – как только эпидобстановка в мире наладится, никто не будет препятствовать выезду россиян за рубеж.
Кстати, искренне вам скажу, что я могу во многом не соглашаться с политикой «партии и правительства», но то, как у нас разруливается тема ковида, – это пример для многих стран. Начиная с грамотных карантинных мер и заканчивая масштабной вакцинацией. Некоторые мои европейские друзья специально приезжают в Россию, чтобы сделать прививки.
Очень правильно и планомерно идет открытие границ. Летом и осенью 2020-го Турция, открывшаяся одной из первых, спасла многих на туристическом рынке…
И «АРТ-ТУР» проявляет нехарактерную для себя активность на этом направлении.
Мы прошлым летом активнее подключились, выбрали нишу «приличных» отелей, и многими из них уже отмечены как лучшие продавцы. На мартовской выставке и в ходе наших выездных мероприятий представители турагентств обращают внимание: «Ого, какие у “АРТ-ТУР” интересные цены на Турцию в премиум-сегменте! Будем вас иметь в виду!» Таков наш общий подход к ассортименту и ценообразованию: чем дороже отель, тем дешевле он у нашей компании – благодаря уникальным прямым контрактам.
Сейчас для российских туристов доступен уже целый ряд стран, где мы традиционно занимаем сильные позиции. Но и с Турцией продолжим активно работать.
Как развивается ситуация на ваших базовых направлениях – ОАЭ, Мальдивы?
С осени спрос растет в геометрической прогрессии; обращаются новые клиенты – те, кто раньше предпочитал Азию, Европу или Карибы. Люди освобождаются от былых стереотипов: одни думали, что на Мальдивах скучно, другие представляли себе Дубай как большой восточный базар, теперь же, открыв для себя эти страны, выезжают по нескольку раз в год. Мы часто видим у себя в системе бронирования одни и те же фамилии. Сценарии поведения у клиентов разные – кто-то постоянно бронирует любимую виллу, кто-то, наоборот, стремится менять локации. Из общих трендов – увеличилась средняя продолжительность поездок, это тоже плюс.
Понятно, если уж человек сдает ПЦР-тесты для выезда за границу, то старается провести там побольше времени.
В среднем 2–3 недели вместо 1,5–2. Но растет и количество так называемых эскейперов – тех, кто выезжает на несколько месяцев.
Кстати, вы знаете, что в ОАЭ и на Мальдивах российский рынок теперь лидирует по объемам турпотоков? Отельеры учитывают это при формировании цен и верстке маркетинговых планов, а также при распределении номерных квот. Еще все отмечают, что из России на мировые курорты сейчас едет очень приличная публика. Я сам в конце зимы провел 2 недели на Мальдивах и в Дубае, имел возможность наблюдать, как изменился контингент. Раньше можно было встретить персонажей в стиле «Тагил рулит», теперь же ценовая планка их не устраивает. Едут обеспеченные люди, большинство в возрасте около 40 лет, с хорошим образованием, с опытом путешествий, прилично владеющие английским. Они ценят комфорт – свой и окружающих.
Конечно же, для отельеров это плюс. Но даже среди таких солидных путешественников наверняка есть люди, которым недостаточно пляжного отдыха, нужны новые впечатления. Куда вы их отправляете?
В Танзанию, к примеру. Хочу напомнить, что в плане туризма визитной карточкой этой страны являются не пляжи Занзибара, а фантастические национальные парки – Серенгети, Нгоронгоро. Наши сотрудники, которые занимаются Африкой, очень загружены, делают много комбинированных туров: сафари с последующим отдыхом на Занзибаре. Клиенты привозят из таких поездок самые яркие впечатления, тем более что им удается наблюдать за редкими животными без лишней суеты. До пандемии как бывало – кто-то увидел леопарда, остановился, и тут же съезжается несколько машин, возникает ощущение, что вы не в дикой саванне, а в зоопарке. Теперь особого скопления туристов не наблюдается, и в этом тоже есть свои плюсы. Между прочим, приближается сезон великой миграции животных, и путешественникам, которые это увидят, можно только позавидовать. Зверски интересно!
Сафари в Танзании мы комбинируем с пляжным отдыхом не только на Занзибаре, но и на Сейшелах, которые тоже с недавних пор открыты для туризма. Буквально на днях, 2 апреля, «Аэрофлот» начал выполнять рейсы на этом направлении, впервые за 25 лет. И хотя Сейшелам трудно конкурировать с Мальдивами – только два еженедельных борта, и отелей хороших не так много – но всё же это интересная альтернатива, у направления есть свои преимущества и своя клиентура, так что мы приветствуем расширение туристической географии.
В обозримом будущем станет доступен еще один остров Индийского океана – Маврикий. Он тоже прекрасен сам по себе и удачно рифмуется с южноафриканским сафари.
Конечно, все мы ждем открытия азиатских направлений – Сингапура, Бали; соскучились по Европе – с 14 мая стартует Греция, еще раньше – Кипр. Думаю, уже летом будут хорошие новости об открытии Франции, Италии, других европейских курортов.
А пока свет клином сошелся на ограниченном количестве направлений. На те же Мальдивы и ОАЭ выходят туроператоры, которые раньше там не работали…
Да, даже пытаются переманивать у нас наших опытных менеджеров, обещая им несусветные барыши. Но есть большая разница между «обещать жениться» и долгим счастливым браком. За нас говорят наш безупречный опыт и профессиональная репутация. Наши партнеры даже шутят, что «АРТ-ТУР», как Ланнистеры, которые всегда платят по счетам. К тому же, касательно ближневосточных направлений, истину «Восток – дело тонкое» мы знаем как никто другой и заранее предвосхищаем возможные проблемы клиентов. То же самое в полной мере относится и к островам Индийского океана.
Достаточно беглого взгляда на некоторые сайты наших «новых конкурентов», чтобы судить о качестве работы: например, к текстовому описанию одного отеля прилагаются фото другого… Наверное, если бы мне сейчас пришлось экстренно осваивать, к примеру, Финляндию, «осечки» тоже были бы неизбежны. Но цена таких «осечек» сегодня особенно высока.
Коль скоро упомянули о сайтах… Накануне зимнего сезона вы говорили, что на www.arttour.ru идет модернизация. Что нового предложено пользователям?
Мы провели прямую интеграцию нашей системы бронирования с целым рядом востребованных отельных цепочек – JA, Jumeirah, Atlantis, One&Only и др., одна из последних новостей: закончена прямая интеграция с Marriott. Это значит, что турагентства в онлайне могут бронировать номера по прямым контрактам «АРТ-ТУР», без наценок от агрегаторов. Все спецпредложения и текущие акции гостиниц тоже транслируются на нашем сайте, советую партнерам регулярно заглядывать в раздел «Дешевле, чем вы думаете», там можно поймать уникальную цену.
Особенность нашего поисковика и в том, что пользователь может сам выбрать формат ценообразования – динамические тарифы или статические, контрактные. Оба варианта имеют свои преимущества, всё зависит от конъюнктуры и запросов клиента.
Дмитрий, в заключение – ваш прогноз: что ждет отрасль в ближайшем будущем?
Я думаю, мы увидим «ренессанс» туризма после окончательного открытия границ. Хотя клиентская аудитория уже не будет прежней, ситуация развивается, как положено в кризис: бедные беднеют, в среднем классе значительная ротация, но богатые-то по-прежнему богатеют. И турфирмам, которые хотят остаться на рынке, придется и в этом найти для себя плюсы.