Прямой эфир с Александром Корбарумом и Алексеем Сергеечевым («ИнтАэр»)
Компания «ИнтАэр» долгое время воспринималась специалистами туррынка в первую очередь как авиаброкер и консолидатор чартерных перевозок. И вот опытный игрок принимает решение о сокращении этой части бизнеса и расширении туроператорской деятельности. Мало того, в эпоху повального стремления турфирм к многопрофильности «ИнтАэр» заявляет о своем намерении сконцентрироваться на одном-двух направлениях. О том, что лежит в основе такого, казалось бы, парадоксального решения, рассказывают президент компании Александр Корбарум и вице-президент Алексей Сергеечев.
«ГЛ»: «ИнтАэр» довольно долго не заявлял о себе в «большой туристической прессе». Чем жила компания все это время?
Александр Корбарум: Действительно, в последнее время мы более активно присутствовали в информационном поле российских регионов. Упрочение позиций на этих рынках было частью нашего общего стратегического плана, и оно нам вполне удалось. А вообще все эти годы мы укрепляли созданный нами ранее образ компании – производителя туруслуг. Это, в свою очередь, потребовало более глубокого подхода к технологической стороне производства. Мы сделали новый сайт компании, ввели у себя систему онлайн-бронирования (причем это настоящий онлайн, при котором агентство может оперировать нашими базами и видеть весь путь прохождения своей заявки), внедрили новую внутриофисную программу.
Кроме того, в этот период мы приняли участие в ряде инвестиционных проектов, не имеющих прямого отношения к туризму и связанных, в частности, с недвижимостью.
«ГЛ»: Зачем компании «ИнтАэр» понадобилось связываться с недвижимостью?
А. К.: Фирма, которая помимо интеллектуальной собственности обладает еще и вполне реальными материальными ценностями, имеет совсем иной уровень инвестиционной привлекательности для финансовых институтов. В жизни каждой серьезной компании рано или поздно наступает момент, когда для дальнейшего поступательного движения одних только оборотных средств становится недостаточно. Возникает потребность осваивать новые сегменты рынка за счет привлеченных финансов. Понимая это, мы готовились к новому этапу своего развития и создавали для компании некий дополнительный запас прочности. «ИнтАэр» теперь – серьезная трейд-марка, располагающая весьма значительными материальными активами.
«ГЛ»: Почему «ИнтАэр» практически отказался от авиаброкерства, на котором, как говорится, собаку съел?
А. К.: Это продуманное решение. Мне кажется, нам удалось вовремя почувствовать наметившуюся на рынке тенденцию к укрупнению: мелких и средних операторов остается все меньше, а у крупных компаний возникает потребность уже не в покупке блоков мест, а во фрахте собственных судов.
В этой ситуации услуги авиаброкера становятся менее востребованы. Поэтому мы решили сместить акценты и сделать серьезный технологический упор именно на производство турпродукта и его реализацию. Проще говоря, те блоки мест, которые мы раньше продавали, теперь предназначены преимущественно под собственные турпакеты.
Алексей Сергеечев: Кстати, многолетний опыт подобной работы дает нам весьма ощутимое преимущество перед конкурентами. Сейчас крупные туроператоры встают перед необходимостью вести переговоры уже не с консолидатором, то есть таким же туроператором, как они сами, а напрямую с перевозчиком. А у того совсем иные заботы и совершенно другой менталитет. Приходится создавать целую транспортную службу, иначе первым лицам компании придется самим погружаться во все тонкости отношений с авиакомпаниями. А это непросто, и не у всех получается. Для нас же общение с перевозчиками не в новинку, и мы можем направить все силы на решение других задач, а именно – фокусировать внимание партнеров на нашем продукте и развивать технологическую составляющую своего бизнеса.
«ГЛ»: Похоже, в компании произошла серьезная перегруппировка сил и все в скором времени увидят совсем другой «ИнтАэр»?
А. К.: Так оно и будет. И в первую очередь мы намерены поменять свою брендинговую политику. Имидж нашей компании как производителя туруслуг уже твердо закрепился в сознании агентов. Теперь нам хотелось бы сделать акцент на конкретных продуктах, предлагаемых нами. Мировая практика продвижения брендов показывает: концентрация на каком-то одном продукте позволяет компании более успешно продвигать на рынке и весь остальной ассортимент своих товаров. Мы планируем привнести подобную технологию и в сферу туризма, то есть выбрать на каждый сезон по одному направлению, которое будет играть роль своего рода паровоза. Для лета это может быть Крит, для зимы – ОАЭ. Именно на этих участках и будут сосредоточены наши основные ресурсы.
«ГЛ»: Кажется, что паровоз компании движется не вместе с рынком, а в противоположном направлении: все стремятся к многопрофильности, а «ИнтАэр» займется одной-двумя странами?
А. К.: Я особо хочу подчеркнуть: мы отнюдь не собираемся отказываться от многопрофильности и заниматься Критом в ущерб, скажем, Болгарии, Турции или Тунису. Мы полностью сохраняем весь свой ассортимент, а это более 10 стран, и везде у нас разработан конкурентоспособный и узнаваемый турпродукт. Но выбранные нами конкретные направления станут тем флагом, под которым мы соберем все остальные наши ресурсы и пойдем к новым высотам туристического бизнеса. Вот так: три-четыре сезона отработаем под этим флагом, а потом сменим его на какой-то другой, например, тунисский.
«ГЛ»: Почему «ИнтАэр» решил начать с Крита и ОАЭ?
А. С.: Во-первых, это рынки, где «ИнтАэр» располагает значительной долей и входит в число лидеров направления. Во-вторых, это схожие по своим характеристикам продукты: визовые страны с очень высоким качеством услуг, что выделяет их из других массовых направлений. Отдых в этих регионах рассчитан на туристов с определенным финансовым уровнем и требованиями к сервису.
Что касается Крита – для нас это уже хорошо освоенная территория. Здесь удивительным образом сочетаются качество обслуживания, красота природы и богатое культурное наследие. Кроме того, этот остров уникален с точки зрения гостиничной базы: она имеет четко выраженную индивидуальность. Вообще в Европе найдется очень немного предложений с соотношением цены и качества продукта, близким к критскому.
А. К.: И несмотря на то что Крит традиционно считается узким рынком, на котором туроператорам практически негде развернуться, мы сознательно делаем ставку на это направление. Ведь чем уже рынок, тем меньше конкуренция и тем быстрее можно достичь желаемого результата.
А. С.: А по Арабским Эмиратам мы вообще признанные лидеры!.. Посмотрите рейтинги ИС «БАНКО» за несколько предыдущих сезонов. Но почивать на лаврах не собираемся… Характер не позволяет, да и здоровая конкуренция подталкивает к новым вершинам, тонизирует, знаете ли…