Агентствам предложили формулу выживания
«Туроператоры опускаются до уровня розницы, так кто же мешает турагентствам подняться до уровня оптовиков?» – с таким заявлением выступил перед агентской аудиторией Евгений Соколов («Инфо-порт Система»), известный спикер и активный туробщественный деятель. Дело было на одном из семинаров, которые Евгений устраивает для своих партнеров. Звучит, пожалуй, слишком претенциозно, хочется добавить конкретики.
Интервью с Евгением Соколовым, заместителем генерального директором электронной системы дистрибуции «Инфо-порт Система»
– Евгений, так вы, по сути, призываете агентства поменяться местами с туроператорами?
– Не совсем так. Я этим посылом хотел сказать, что успех ожидает только те агентства, которые способны из посредников превратиться в независимых предпринимателей. Как было раньше: туроператоры выступали в роли оптовиков, турагенты – в роли розницы, все шло по налаженной схеме. В последние годы мы видим, что рынок меняется, как и подход ко всей турдеятельности. Никто не запрещает туроператорам самостоятельно продавать туры в онлайне, выходить на прямых клиентов. Вообще, на мой взгляд, происходит модификация рынка. Оптовики «сползают» до уровня розницы, приближаются к потребителям. Но, с другой стороны, турагентства, которые проработали на рынке энное количество лет, тоже ведь уходят от бронирования готовых пакетов! У них есть свои наработанные схемы, идеи, они становятся более независимыми. Я бы сказал, что деятельность турагентств приближается к тому, чем занимаются туроператоры, и призываю представителей розницы не пугаться этого, а лишь немного модернизировать этот процесс, который все равно неизбежен.
– То есть, вы еще больше провоцируете конкуренцию между туроператорами и турагентствами за прямого клиента?
– Я тут ни при чем, опять-таки, это тенденция. Меняется стиль бизнеса, модифицируется вся цепочка взаимоотношений между туроператорами и агентствами. Более того, есть ведь еще транспортные компании, отели и прочие производители услуг, которые тоже стремятся продавать свою продукцию напрямую, онлайн, и у них это получается. Стало быть, и они теперь конкуренты турагентствам, а также туроператорам! Лично мое мнение, если хотите, – это негативная тенденция. Но она существует, ничего не сделаешь. Что произойдет дальше? Я, кстати, на днях общался на эту тему со страховщиками и представителями других околотуристических структур. Прогноз такой: туроператоры как класс не исчезнут, но изменится их количество, и они будут диктовать свои правила игры, требовать депозиты от турагентств в качестве гарантии их надежности, короче говоря, «завинтят гайки». Произойдет окончательный поворот в сторону формирования собственных франчайзинговых сетей на базе турагентств, существующих уже много лет, крупных и опытных. Много ли таких? Не больше 10–15%. Остальные окажутся за бортом. Но я бы советовал им не отчаиваться, а стать агентствами нового формата. Условно я называю такие фирмы будущего консультационно-бронирующими центрами. Еще раз подчеркну: это не посредники, а те, кто совмещает функции бронирования, составления туров, организации размещения, перевозки, трансферов, страхования и всего, что нужно клиенту. С помощью ЭСД «Инфо-порт» все это можно легко устроить.
– Мне кажется, на практике это не очень реально хотя бы потому, что надо, в первую очередь, перестроить свое мышление.
– Да, перестроить мышление придется. Зато смотрите сколько преимуществ! Помимо собственной независимости, агентство получает в руки продукт, конкурентный по ценам, потому что тур, собранный «из кусков» часто по цене не уступает турпакетам. Конечно, пока есть нюансы, например оформление виз. Но мы постепенно движемся к упрощению визового режима со многими странами, появляются электронные анкеты, как в консульстве США, а где-то право на въезд уже дается всем без ограничений и документов.В конечном счете на рынке появится не просто турагентство, а жизнеспособная единица.
Что касается перестройки мышления… Ну а мы на что? Наша компания готова помогать каждому, кто хочет встать на новый путь. Мы держим руку на пульсе, отслеживаем тенденции электронных продаж, предоставляем партнерам полный финансово-юридический комплекс, постоянно расширяем ассортимент и, конечно же, всячески поддерживаем тех, кто заинтересован в сотрудничестве с нами, проводим семинары, вебинары, консультации. Мы делаем все возможное, чтобы агентствам было удобно работать.