Cобственно к компании BSI в отрасли претензий нет: никому на пятки она особо не наступала. Чего не скажешь про отношение к возглавляющим ее братьям Игнатьевым, которым, вольно или невольно, удалось создать себе яркий имидж, затмевающий подчас их дело. Правильно это или нет? Нужно ли бизнесмену столь активно заниматься общественной деятельностью? На эти и другие вопросы отвечает Андрей Игнатьев, возглавляющий российское отделение группы компаний.
– Андрей, глядя на вас, так сразу и не поймешь, чем вы больше заняты. Вы бизнесмен? Или общественный активист на ниве туризма? Вы себя сами как позиционируете?
– В первую очередь я бизнесмен. Не путайте с управленцем! Первый должен заниматься стратегическим развитием, финансами, кадрами, второй – ежеминутным оперативным руководством. Образно говоря, управленец должен постоянно крутить педали велосипеда, чтобы он ехал. А вот сделать этот «велосипед» и дать ему правильное направление движения – это как раз обязанность владельца. Одна из основных проблем нашей отрасли заключается в том, что трудно найти профессионала, которому можно доверить этот механизм. Поэтому большинство собственников занимаются и созданием бизнеса, и управлением. На мой взгляд, это в принципе неверно. Я стараюсь отходить от этого.
– Вы являетесь вице-президентом недавно появившейся ассоциации (АТОР) и много сил посвящаете этой деятельности. Злые языки обвиняют вас в прогибах перед властью…
– Глупость полная. Просто туризм – мое дело, я в отрасли уже 19 лет и отношу себя к тем людям, которые ее формировали. Сейчас настал такой момент, когда здоровые силы туризма задумались: кто сделает так, чтобы нам работалось более комфортно и спокойно? И осознали – только мы сами. Для того и создана АТОР.
Туризм должен стать денежно емким бизнесом – до такой степени, чтобы можно было делать вложения в приобретение гостиниц, транспортных средств, акций авиакомпаний. Нужно выстраивать операторские структуры полного цикла. Для этого необходимо сотрудничать с финансовыми институтами, выходить на большие обороты и кредитоваться. С принятием нового закона туризм как бизнес становится интересен и банкам, и страховым компаниям. Между ними началась борьба за то, к кому обратятся турфирмы. Удалось же «Интуристу» собрать 300 млн. на IPO. И это только первая ласточка.
– Говорят, вы выступаете за то, чтобы консульства работали только с операторами из госреестра. Не значит ли это, что вы добиваетесь определенного властного ресурса?
– Значит! Мы хотим обладать властью, уже имеем определенные рычаги и будем использовать их для того, чтобы продвигать свой бизнес. Это одна из целей АТОР. Многие из членов АТОР первыми получили информацию о начале рассмотрения Ростуризмом документов на внесение сведений в Единый реестр туроператоров и смогли воспользоваться ею, чтобы быстро подать заявки. Лично я так сделал, и BSI первой прошла предварительную правовую экспертизу, а в реестре туроператоров стоит под номером 104. Наша ассоциация призвана обслуживать своих членов, и мы будем использовать все ее ресурсы в своих интересах – в рамках законодательства.
– Вы так часто мелькаете на страницах прессы, что складывается впечатление, будто рекламные деньги вами тратятся в основном на раскрутку себя любимого, а не дела.
– Любить себя надо. Что касается саморекламы, я считаю, собственнику нужно персонифицировать бизнес и вкладывать деньги в свой имидж – ради продвижения дела. Я люблю компанию, которую создал вместе с коллегами, и убежден, что, мелькая в СМИ, помогаю BSI развиваться. Это могут позволить себе не все. К тому же на рынке много компаний, которые, постоянно сменяя владельцев и управленцев, не имеют конкретных лидеров. Не сказал бы, что денег на рекламу моей персоны мы тратим больше, чем на бизнес. Большинство статей, которые выходят про меня, free of charge – просто я интересен журналистам как ньюсмейкер. ВSI – мое дело, тут я себя не отделяю: Игнатьев = компания. Вместе с тем и ведущих специалистов BSI в отрасли знают, мы тратим деньги на их продвижение тоже.
– Если спросить, с чем ассоциируется ваша компания, то называют, как правило, образовательный туризм, и все. Почему не удалось создать устойчивых ассоциаций с другими направлениями?
– Образовательный туризм составляет четвертую часть нашей деятельности. В принципе, неплохо, что нас ассоциируют именно с этим. Хороший сегмент рынка, высокорентабельный – по индивидуальным программам, когда люди едут учиться за границу на год и более, операторская прибыль достигает 18%. «Массовики» могут только завидовать. Но у нас есть и другой конек – это европейские страны, в первую очередь Великобритания и Франция, и деловой туризм. В рейтингах популярности ряда СМИ по Великобритании мы на первом месте, по Франции – на втором. По Англии, я считаю, мы вообще вне конкуренции, потому что там у нас уникальные возможности. Что касается перевозки, то у BSI самое большое на рынке количество выкупленных блочных мест и поэтому самая низкая цена. Мы осуществляем консолидацию всех экскурсий для россиян в Лондоне на базе нашего принимающего офиса BSI UK и благодаря этому можем предлагать ежедневное гарантированное обслуживание групп. Мы единственные имеем офисы и в Лондоне, и в Эдинбурге. Глубина продаж на групповые заезды в Великобританию у BSI достигает 1,5 месяца, что, в принципе, даже не очень хорошо, потому что перевозка кончается слишком быстро…
Также мы много занимаемся бизнес-туризмом, работаем с крупными корпорантами. Допустим, BSI обслуживает гостей, съезжающихся на выставки в Москву, в том числе на MITT. Это требует заблаговременно выкупленных номеров в гостиницах. И здесь мы можем посоревноваться с фирмами, специализирующимися на приеме.
– Как поделены функции между братьями Игнатьевыми? Кто реально владеет бизнесом?
– Фактически 50 на 50. Мне принадлежит российское отделение группы компаний, а Михаилу – принимающая структура в Великобритании. Сегодня в наш холдинг входит шесть юридических лиц. Исторически сложилось так, что под новую ветвь бизнеса создавалась новая компания. Но в связи с изменениями в законодательстве и на рынке мы сократим их количество. Сейчас во всей отрасли пойдет такой процесс, об этом говорят многие известные в туризме люди.
Вообще что касается родственных связей в бизнесе, то это общая проблема. Когда весь стартовый капитал заключался в мебели и компьютерах, и ни в чем больше, люди предпочитали растить бизнес самостоятельно, используя родственников. Семейных пар, известных на туристическом рынке, много. На определенном этапе такая модель работает. Но когда бизнес перерастает масштабы семейной фирмы, это становится тормозом. Здесь нужно вовремя перестроиться. Семье управлять большой структурой невозможно, нужна команда единомышленников. В ближайшее время мы с братом планируем предложить топ-менеджерам доли в компании, чтобы усилить их мотивацию. Персонал должен быть крайне заинтересован в том, чтобы дело развивалось. Думаю, время для этого пришло и люди ментально созрели.