Полетят ли чартеры из Омска?
В поисках новых территорий сбыта московские туроператоры уже много лет агрессивно осваивают регионы, и кажется странным, что в России до сих пор существуют мегаполисы, не охваченные экспансией из столицы. Среди них Омск – крупный областной центр с населением 1,2 млн. человек, который по уровню развития туристического бизнеса завис где-то на уровне конца 90-х годов.
Чартерная активность туроператоров здесь до сих пор была почти на нуле. Две летние цепочки на Анталью, одна на Бургас и несколько весенних рейсов на Шарм-эш-Шейх – вот и все, чем могли довольствоваться туристы в прошлом году. На курорты других стран они летали через Москву или соседние города – например, Новосибирск, где при сопоставимом количестве потенциальных клиентов география воздушных маршрутов значительно шире.
Правда, сезон-2007 обещает стать в Омске более насыщенным: новые рейсы от «Натали Турс», Coral Travel, «Музенидис Трэвел» увеличат ассортимент предложений. Только вот амбициозные заявления разных операторов о том, куда и когда поднимутся лайнеры, омичи слышали и прежде, но всякий раз программы растворялись в воздухе – исчезали, как в Бермудском треугольнике. Что мешает консолидаторам осуществлять планы? И каковы в этом году шансы московских компаний начать перевозку из региона? За ответами на эти вопросы корреспондент «ГЛ» отправилась в Сибирь.
Как бы монополист
Изначально планировалось проверить единственную и, казалось, вполне очевидную версию, согласно которой развитие чартерного бизнеса в регионе блокирует местная авиакомпания «Омскавиа». Возникло такое предположение в связи с конфликтом, разгоревшимся летом 2006 г.
Тогда два конкурента – местный «Летур» (совместно с TEZ TOUR) и московский «Пегас Туристик» – не поделили турецкое направление. Оба ставили чартеры на Анталью – по два борта в неделю, Ту-204. Только перевозчики были разные: у «Пегаса» – «Татарстан», у «Летура» – «Омскавиа», состоящий в альянсе AirUnion. И условия работы тоже отличались, причем кардинально. «Туристы «Летур» проходили таможенный контроль в омском аэропорту, а клиенты «Пегаса» для пересечения границы совершали вынужденную посадку в других городах – Магнитогорске, Нижнекамске, – рассказывает директор по продажам «Пегас Туристик» Анна Подгорная. – Это создавало неудобство для омичей, выбравших наши турпакеты».
А самому туроператору пришлось весь сезон обивать пороги разных инстанций, в том числе регионального антимонопольного комитета. «Пегас» расценил проблему с таможней как попытку вытеснить его с местного рынка, такое же мнение сложилось и в туристическом сообществе региона. «Омскавиа» и «Летур» обвиняли в некорректной конкуренции: якобы именно с их подачи аэропорт не давал пассажирам «Татарстана» разрешения на проход таможни.
Однако при детальном анализе ситуации складывается впечатление, что монополизм «Омскавиа» – всего лишь ореол былой славы. Еще с десяток лет назад компания действительно занимала ведущие позиции в регионе. Она совершала три ежедневных рейса в Москву, несколько еженедельных вылетов в города Германии. Но постепенно ее присутствие на рынке становилось все менее заметным, зато не замедлили появиться новые регулярные перевозчики – «Аэрофлот», «Сибирь», а с конца 2006 г. еще и «ВИМ-авиа». Активы же «Омскавиа» (воздушные суда вместе с экипажами и техниками) переводились в Иран. Специалисты объясняют это тем, что парк авиапредприятия состоял преимущественно из самолетов Ту-154, а данный тип судов неизбежно уходит с международных направлений из-за высокой стоимости эксплуатации. В Иране же, где цена на топливо невелика, были востребованы недорогие в лизинге (по сравнению с «боингами») и надежные машины.
Так деятельность «Омскавиа» со временем свелась к выполнению одного регулярного рейса в Москву и нескольких летних чартеров. По словам Алексея Назарова, генерального директора «Омскавиа», в дальнейших планах компании – окончательное слияние с AirUnion и работа под этим брендом. То есть вскоре перевозчик вообще перестанет восприниматься как самостоятельный участник рынка. Какой уж тут монополизм…
Впрочем, альянс Абрамовича способен закрыть регион для конкурирующих авиапредприятий, но, судя по всему, пока этого не делает. Доказательство тому – появление «ВИМ-авиа» на маршруте Омск – Москва, гораздо более доходном, чем лю-бая чартерная трасса. «При организации рейса из Омска особых проблем мы не испытали, вошли на рынок спокойно, – говорит Сергей Пинчук, директор по коммуникациям авиакомпании «ВИМ-авиа». – Кроме того, мы намерены усиливать свое присутствие в этом регионе, развивать новые регулярные направления».
Итак, на уровне перевозчиков рынок не заблокирован. Тогда, может, сама администрация аэропорта без всякого постороннего лоббизма проявляет инициативу и не пускает в регион отдельных пришлых игроков? А если так, то какие сюрпризы ожидают новых заказчиков чартерных программ в воздушных воротах Омска?
Фингарантии по-омски
«Нет, выключай диктофон, не хочу на эту тему говорить, – категорично заявил директор аэропорта Сергей Круглов, узнав о цели моего визита. Но потом все-таки согласился прокомментировать ситуацию, сложившуюся в прошлом году вокруг рейса а/к «Татарстан». – Они же сами нарушили порядок оформления документов для международной перевозки, вот у них и возникли проблемы с таможней. Теперь, наученные опытом, все правильно подготовили и будут летать как следует, без промежуточных посадок».
По словам г-на Круглова, никакого протекционизма и притеснения чьих-то интересов в омском аэропорту нет и не будет: «Политика нашего предприятия проста – равный доступ всех авиакомпаний на местный авиарынок. Покажите мне хоть одного перевозчика с оператором, которым было бы отказано в полетах! С нами не надо «договариваться». Подали заявку по установленной форме – и совершайте рейсы в любом направлении».
Но при декларированной общедоступности у омского аэропорта есть одно существенное условие. «Мы требуем с организаторов чартеров банковскую гарантию, по которой за каждый невыполненный по программе рейс нам необходимо компенсировать 50% недополученной прибыли, – рассказывает Сергей Круглов. – Такое положение принято на областном уровне в 2005 г., это в некотором роде ноу-хау омского региона, позволяющее аэропорту избегать финансовых потерь, бронирования удобных слотов «на всякий случай» и дальнейшей торговли ими. При этом мы открываем дорогу авиакомпаниям и операторам, серьезно настроенным на постановку чарте-ров, и защищаем интересы пассажиров. Ведь люди копят деньги, заранее планируют отдых… Почему они должны страдать из-за фирмы, которая «забила» слоты и стала рекламировать чартер, чтобы посмотреть, пойдут продажи или нет, а в результате решила все отменить?»
Действительно, столичные туроператоры часто заявляют рейсы из новых для себя регионов без твердого намерения их осуществить, просто в целях коммерческой разведки. Аэропортовые фингарантии делают такой подход слишком затратным, и это наверняка удерживает многих от внедрения в омский рынок. Но может быть, еще и местные компании сопротивляются появлению чужаков? Не секрет, что москвичей в регионах обычно воспринимают как захватчиков.
Милости просят
Как выяснилось, омичи готовы принять крупных столичных туроператоров с распростертыми объятиями.
«К приходу москвичей отношусь очень даже положительно, – говорит директор «Визави-тур» Маргарита Жирко. – Они могут вывести наш рынок из застоя – увеличить количество предложений, оптимизировать цены». Валентина Бочкарева, директор туркомпании «Валентина», добавляет: «Сами омские компании вряд ли готовы качественно оперировать на зарубежных маршрутах».
По словам экспертов, в городе функционируют порядка 140 туристических агентств, операторские лицензии до реформы 2007 г. имели менее десятка предприятий. Из розничных фирм работают серьезно (читай – круглогодично) не более 60. Большинство же появляются к лету и после высокого сезона быстро самоустраняются, причем с каждым годом таких «подснежников» становится на 15–20% больше. «Они налево и направо раздают горящие путевки, скидки, бонусы, лишь бы привлечь туристов, – комментирует Валентина Бочкарева. – Многие из них действуют некорректно, сотрудничают с компаниями сомнительной репутации, что наихудшим образом отражается на отдыхе туристов. А предъявлять претензии бывает некому».
«Компании-однодневки создают определенный негатив на туррынке, – подтверждает Олег Бузоверов, директор ТА «Пять звезд». – Но крупные надежные фирмы стараются держать марку, вкладываться в рекламу, быть узнаваемыми, чтобы люди шли на имя». «Однако расширение клиентуры происходит не такими быстрыми темпами, как хотелось бы. Потому больше приходится ориентироваться на удержание постоянных заказчиков», – констатирует Борис Коломеец, директор «Восток-тур».
Другие эксперты тоже отмечают, что клиентская база в регионе ограниченна. Отдыхают практически одни и те же люди, с доходом выше среднего, и их не так уж много. Ведь по подсчетам специалистов, чтобы регулярно путешествовать, омич должен иметь доход примерно 96 тыс. рублей в месяц. Сейчас же средняя зарплата в городе составляет 5–6 тыс. рублей.
С другой стороны, Омск – не отдельная страна, на общем фоне повышения уровня жизни в России начинает шевелиться вся Сибирь. «За последние два года увеличение турпотока, в принципе, заметно», – отмечает директор «Реал-Тур групп» Николай Дейнека. Однако люди катастрофически ограничены в выборе вариантов отдыха. Ну накопили денег, побывали в Турции, Болгарии, а дальше? По второму разу в Анталью. Ведь популярные на рынке Таиланд, Индию, Китай, Эмираты, Европу омичи могут посетить только путем «коротких перебежек» – через Новосибирск, Екатеринбург, Москву. Из собственного города прямой перевозки нет. Это за собой влечет дополнительные расходы (например, авиабилет до Москвы и обратно стоит около $600).
Так на омском туррынке и получается замкнутый круг: клиенты неактивны, потому что мало программ с прямыми вылетами из города, а поставить чартеры у омских турфирм нет возможности из-за скудных турпотоков и маленьких заработков.
* * *
Возвращаясь к главной теме, приходим к выводу: непреодолимых обстоятельств, не позволяющих московским компаниям отправлять чартеры из Омска, нет. Можно выбрать перевозчика на свое усмотрение, наладить сотрудничество с аэропортом, привлечь местных турагентов, которые только и ждут расширения ассортимента… На основании этого столичные туроператоры полагают, что их новые чартерные инициативы в Омске вполне могут быть успешными.
«Программа на Салоники наверняка будет востребована. Еще с осени турагентства просили нас поднять самолет, спрос породил предложение. Тем более что Омск – один из городов, успешно и активно реализующих греческий турпродукт; его опережает, пожалуй, только Екатеринбург», – таково мнение Александра Цандекиди, гендиректора «Музенидис Трэвел». В том же ключе высказываются «Натали Турс» и Coral Travel, обсуждая свои перспективы в регионе.
«Обещанные туроператорами программы – уже прорыв! – резюмирует директор омского турагентства «Три кита» Валерий Халюзин. – Думаю, у нас все впереди».