Эксперты призывают не обольщаться
Сегодня в СМИ одной из центральных тем стало высказывание министра иностранных дел Сергея Лаврова: возобновление авиасообщения с США должно стать следствием вывода «Аэрофлота» из-под санкций. Выступая перед журналистами, Лавров напомнил, что Россия уже предлагала США вновь открыть полеты между странами, но пока не получила ответа. Несмотря на отсутствие прогресса в переговорах, эта фраза была истолкована как позитивный сигнал. Однако обольщаться не стоит.
В прессе пишут, что акции «Аэрофлота» отреагировали ростом на 4%, и обсуждают перспективы возобновления рейсов «Аэрофлота» в США. Однако история отношений наших стран показывает, что санкции вводятся «всерьез и надолго». В 1974 году США приняли поправки к Закону о торговле, которые ограничивали товарообмен со странами, где, по мнению американских законотворцев Генри Джексона и Чарльза Вэника, нарушались права человека.
Под действие документа попал СССР, а потом и его правопреемница, Российская Федерация. В отношении нашей страны он был отменен только в 2012 году, то есть спустя 38 лет.
Отраслевые эксперты, к которым редакция TourDom.ru обратились за комментариями, считают, что и действующие санкции введены надолго. Их отменят. Вопрос в том, когда это произойдет.
В сфере авиации пока особых поводов для оптимистичных прогнозов нет, так как взаимное снятие санкций с авиаперевозчиков, возобновление рейсов – неприоритетные темы в переговорах с США. «Американские авиакомпании прекратили прямые рейсы в Россию задолго до введения санкций, для них наше направление не самое интересное», – напомнил один из наших собеседников. По его словам, гораздо реалистичнее выглядит тема нормализации работы посольств и возобновление выдачи виз в США. В перспективе это может стать прологом и к возобновлению рейсов в США, так как для их запуска нужно, чтобы пилоты могли свободно получать разрешение на въезд. Само собой, и обычные граждане тоже.
Наши собеседники обратили внимание, что за 3 года российская авиация адаптировалась к санкциям. Это видно по результатам «Аэрофлота». В феврале перевозчик отчитался о рекордной прибыли, которая была получена в том числе за счет повышения интенсивности полетов. Это говорит о том, что авиакомпания не испытывает недостатка в запчастях и смогла наладить поставки. «Аэрофлот» летает во многие страны даже находясь по санкциями и задействует на туристических маршрутах в том числе и новейшие А350. Обслуживать их в условиях санкций сложнее, чем более распространенные типы самолетов.
Таким образом, и для «Аэрофлота» отмена ограничений со стороны США сейчас не является жизненно важным вопросом – он может себе позволить ждать.
По словам наших собеседников, в сфере авиации на передний план сейчас выходят не вопросы отмены санкций, а способность российской промышленности наладить серийное производство гражданских самолетов.