Если хочешь управлять турфирмой
Почему у них получилось? Почему у тысяч, похожих на них, не получалось, а вот у них затея выгорела? Четыре года назад Марина и Дмитрий Царьковы, не обращая внимания на мрачные пророчества, открыли собственную турфирму и теперь оперируют на 35 направлениях, имеют добротный офис на Покровке, а в 2008-м намереваются выйти на оборот $150 млн. И сами супруги не развелись-разругались, а живут дружной семьей на престижной Николиной горе, воспитывают сына и дочь, которых рожали и одновременно ставили на ноги бизнес, в общем – процветают. Нашим героям по 35 лет, и они представляют собой новую генерацию бизнесменов – тех, которые поднялись не в девяностые, а позже, вот сейчас. Какие они?..
«Здоровое сердце» и другие фирменные ценности
Что сразу удивляет в них – это смелость, с которой они демонстрируют свой успех. В нашей стране люди предпочитают казаться мельче и беднее, чем на самом деле. То ли опасаются потерять, что имеют, то ли не хотят раздражать народ… В этом смысле Царьковы совсем другие, у них нет параноидальной манеры таиться, рассказывать о том, как было труд-но – в надежде снискать расположение слушателя.
Эту пару отличает еще одна симпатичная черта – энтузиазм, свойственный молодым предпринимателям. Многие туристические «звезды», что и говорить, устали от своего хозяйства. Царьковы же полны энергии открывать новые горизонты. Если предприятие можно сравнить с организмом, а руководителей – с сердцем, то, пожалуй, этот «мотор» находится в отличной форме.
– Марина, четыре года назад рынок туризма уже вполне сложился, определились лидеры с «закрепленными» за ними долями. На что вы рассчитывали, открывая новую турфирму?
– Вот вы сейчас демонстрируете пример стереотипного мышления. Кто сказал, что нельзя, невозможно выйти на сложившийся рынок? Какие-то «уважаемые в туризме люди»? Мы с Дмитрием противники стереотипов, в первую очередь тех, что живут в нас самих, и не преклоняемся перед авторитетами, а идем своей дорогой. «Не сотвори кумира» – это значит: мысли самостоятельно. Мы начинали, не имея громких имен в туризме и располагая обычным для новичков ресурсом – банковским кредитом. Однако мы сильно отличались от тех мечтателей, которые просто хотели «свою турфирму и разбо-гатеть». Мы решили развивать свой бизнес по формуле УТП – Уникального Торгового Предложения. Если думать прежде всего о том, что нового можно дать рынку, как взглянуть на ситуацию свежим взглядом, запретив себе мыслить сложившимися шаблонами, тогда, мы убеждены, можно даже на турецком направлении закрепиться. Что, собственно, «Турба-зар» и доказал. Мы присутствуем сегодня и в Египте, и в Испании, и на всех других массовых направлениях. Наверное, на этом зиждется наша уверенность в себе: у нас есть что предложить отрасли. Есть такой закон психологии: давать и брать в отношениях – почти одно и то же, просто нужно самому действовать, имея намерение дать.
– Это все философия. А можно конкретнее: какая модель операторского бизнеса реализуется вами?
– Если вы заметили, состоявшиеся в последние годы проекты – например, наш или Бельтюковых – отличаются от тех, что затевали лидеры старой формации. Мы – многопрофильники в настоящем смысле этого слова и сразу развивали большое количество направлений без выделения приоритетов. Нам интересно и важно заниматься всеми курортами, которые привлекают массового туриста. Эта модель бизнеса наиболее жизнеспособна, что доказывают международные «монстры» вроде TUI, которые не ассоциируются с какой-то одной нишей. Сейчас в нашем портфеле порядка 35 направлений (я называю те маршруты, где у нас есть собственная перевозка в виде блоков или чартерных рейсов). Многопрофильность успешна потому, что удобна агентствам, которые через одного партнера могут обработать большинство заказов.
Уменье дорого блестеть
Здесь мы переходим к теме харизмы, или, по образному выражению Марины, «умению дорого блестеть». Царьковы умеют красиво подать себя и считают, что это отнюдь не последний навык для бизнесменов. Например, они без стеснения утверждают, что ожидаемая отмена виз в Израиль – их заслуга.
– Дмитрий, не слишком ли смелое заявление?
– Смотрите. Нам надо было реализовать свою чартерную цепочку (еженедельные вылеты в Эйлат начались с октября). Предварительно я встретился с представителем израильского министерства по туризму, провел с его ведомством активную работу и добился того, что сейчас под чартер «Турбазара» визы делаются крайне лояльно. А в будущем году их и вовсе должны отменить. По-моему, пря-мая причинно-следственная связь! В 2008 г. поток из России в Израиль может достичь 400 тыс. туристов, и нам останется лишь вовремя его консолидировать. Это один из примеров нестандартных решений «Турбазара». У нас никогда не возникнет такой проблемы – куда развивать бизнес. На подходе запуск еще двух-трех новых направлений, которые мы хотим вывести в разряд среднемассовых. Мы рвемся в бой. Чья-то империя будет слабеть – это естественный закон, а нашу еще ждет расцвет.
– В империи не бывает сразу двух императоров – кто из вас двоих первый?
– У нас разделены зоны ответственности. Марина очень наблюдательна и хороший тактик, поэтому на ней оперативное управление, выстраивание бизнес-процессов. На мне стратегия, финансы и контракты. Наши доли в бизнесе – 49 на 51%.
Отдать работу
Они всегда вместе, дома и в офисе, ездят на одной машине, сидят в одном кабинете. Давая интервью, временами начинают говорить хором, почти слово в слово. Познакомились десять лет назад на переговорах, и обоих сразу пронзило ощущение: это мой человек. Все свершилось очень быстро.
– Дмитрий, если пофантазировать на тему «Один день из жизни руководителя», как это будет – в вашем исполнении?
– А нет какой-то схемы. Мы пару дней в неделю можем не приезжать на работу, управляем дистанционно – дома есть удаленный доступ к системе. Между прочим, мы заметили, что офис (а в московском отделении сейчас 100 человек) без нас работает лучше, люди как-то более ответственно относятся к делу. Все обязанности максимально делегированы, ежедневный контроль с нашей стороны занимает немного времени.
– Вот про делегирование обязанностей – подробнее. Сколько стонов раздается на эту тему: никому ничего доверить нельзя, все приходится делать самим. У вас есть рецепт, как заставить сотрудников работать так, как вам надо, но без вашего участия?
– Мы научились делегировать, но не сразу: по мере роста компании появилось понимание, что иначе нельзя – превратимся в загнанных лошадей. Нужно уметь отстраниться и взглянуть свежим взглядом на процесс. Это катастрофа, если руководитель впадает в разгребание текучки. Как «отдать» работу? Усилием воли. Первое время ты захлебываешься негодованием: все не так! Постепенно подчиненные понимают все больше, а ты все лучше учишься объяснять, «делать заказ». Мы в какой-то момент преодолели себя – а сейчас вслед за нами это начинают делать наши заместители. Знаете ли, в базисе мы уверены в стабильности компании, и какие-то текущие затруднения вряд ли помешают ее развитию. Поэтому не нервничаем, если что-то не так, это «что-то» – локального характера. Руководитель должен излучать позитив, а не демонстрировать подчиненным вечную неудовлетворенность.
– Что для вас критерий эффективности?
– Тут все очень просто: соотношение вложенных и вырученных средств. Образно говоря, есть идея на миллион, и нужно лишь три копейки для ее реализации.
– Работа для вас – это…
– Мы совсем не трудоголики и в офисе не засиживаемся; это советские пережитки, что на работе надо «убиваться». Если владелец бизнеса становится его рабом – значит, процесс у него организован плохо. Кто-нибудь видел трудящегося в поте лица Абрамовича? Нет! Футбол, яхты – все красиво. Нам, конечно, неизвестны детали, но рутиной в офисе он точно не обременен. Вы спрашивали про эффективность бизнеса – у нас такое же мерило собственной эффективности как руководителей. Хорошо работать и много работать – отнюдь не одно и то же.