Что показала «контрольная закупка» в туристическом Орле?
Бывает же такое: эксперты сферы гостеприимства, из-за своей высокой занятости посещающие далеко не все знаковые столичные мероприятия, в июле совпали в своих графиках и отправились с маркетинговой экспедицией в провинцию, в город Орёл. Редактор HL Елизавета Игнатович расспросила участников этого турне о впечатлениях. Из тезисов экспертов складывается объемная картина состояния внутреннего туризма в регионе.
В десанте по призыву CEO медиахолдинга «БАНКО» Татьяны Дмитровой приняли участие: президент Федерации рестораторов и отельеров Игорь Бухаров, её вице-президенты Владимир Баканов и Вадим Шпильман, генеральный директор ООО «Интурист» Максим Головин, советник главы Ростуризма Нурали Резванов и основатель компании Travelabs Валентин Домбровский. На месте эксперты встретились с бизнесом и дали обратную связь – как развивать проекты в сфере гостеприимства, чтобы раскачать турпоток и повысить эффективность своего дела.
Где остановиться в Орле?
Оригинальность некоторых бизнес-решений и уровень сервиса участники экспедиции смогли оценить на себе. Вот, например, первый вопрос – где остановиться в Орле? Делегация жила в отеле «ГРИНН», входящем в большой многофункциональный комплекс, единственный в Орловской области. Впечатления у москвичей он оставил неоднозначные. Центр притяжения местных жителей и гостей из соседних регионов не имеет конкурентов в Орле, и, похоже, этот факт не стимулирует владельцев бороться за каждого клиента. «Эта ситуация, когда «ты – лучший», накладывает определенный отпечаток: зачем думать, в какую сторону развиваться, если и ты такой один», – отметил Игорь Бухаров. Вадим Шпильман дал отелю три звезды вместо заявленных пяти, указав на некоторые неудобства в номерах, неторопливую работу сотрудников бара и ресепшена, долгое заселение, скудный завтрак и т. д. И сразу перешел в практическую плоскость: «Я бы привез им эксперта, который научит их накрывать настоящий континентальный завтрак».
Максим Головин указал на конкретные недочеты уже от лица туроператорской компании. Над некоторыми руководство ГРИННа может начать работу уже сейчас. Например, «наладить более активную работу администраторов, которые заранее могут готовить ключи для ускорения времени заселения, сообщать горничным в ВИП-домах, что гости выезжают, обеспечить удобную навигацию по всему комплексу, решить вопрос с водоснабжением в отдельных коттеджах…». По словам экспертов, представители отеля очень внимательно отнеслись к советам москвичей, буквально впитывали рекомендации. «Если прислушаются к озвученным замечаниям – уже хорошо!» – резюмировал Вадим Шпильман.
Зачем туристам ехать в Орел?
Вот рекомендация Максима Головина: «… в старом центре города сосредоточена купеческая, церковная архитектура, памятники и музеи писателей. Интересна природоохранная зона «Дворянское гнездо». Для гостей также интересны маршруты, связанные с историей города, его наследием, пешеходные маршруты, событийный туризм».
Главное богатство города – его история, связанная с русскими писателями и поэтами – Тургеневым, Лесковым, Буниным, Фетом, Тютчевым. А также природа, которая запала в душу всем без исключения участникам делегации. Даже самый безжалостный критик Игорь Бухаров признался, что «средняя полоса России неимоверно красивая». Его дополнил Вадим Шпильман: «Всё, что в нашей стране сделано богом, – очень красиво, пока не прикоснулась рука человека».
Действительно, Орёл вмешательством современной урбанистики не избалован – дороги оставляют желать лучшего, здания требуют ремонта. «Мы ехали в автобусе по Орлу, картина унылая: в основном обветшалые строения, время от времени замечаешь то вывеску задорную, то памятник оригинальный. Но в общем, по сравнению со многими другими городами Орёл выглядит неухоженным, не чувствуется там хозяйского подхода. Зато можно делать туры из серии Back In The U.S.S.R. А что, можно интересно эту идею обыграть!» – заметила Татьяна Дмитрова.
Есть ли в Орле вкусные места?
Есть, московские эксперты проверили на себе методом проб и ошибок. Два из четырех гастрономических опытов оказались удачными. Первый ресторан, который можно смело рекомендовать всем гостям города, – «Честер Паб».
«Место, где нас очень радушно встретили, действительно вкусно накормили, пусть это и не было какой-то аутентичной местной кухней», – призналась Татьяна Дмитрова. Вадим Шпильман выразил отдельный респект персоналу и официантке Юле: «Вовремя появлялась, вовремя исчезала, 40 % атмосферы сделала она». А Валентин Домбровский дал совет, как продвигать ресторан, – сделать историю о его основателях: «…О том, как всё начиналось (с частной пивоварни), и во что превратился проект. История потрясающая, ее надо продавать, и тогда многие поедут в Орёл».
Второй ресторан, который отметили эксперты, – это «Пельменофф». За национальной русской кухней сюда. По мнению участников экспедиции, благодаря ценовой политике место подойдет не только туристам-гурманам, но и туристическим группам.
А что местный бизнес?
Рабочую часть маркетинговой экспедиции московские гуру туризма посвятили конференции, на которой заслушали лидеров состоявшихся проектов в сфере туриндустрии и стартапов. Эксперты отметили, что местному бизнесу пока нелегко даются форматы информативных презентаций. «В выступлениях не было инвестиционной составляющей, простой формулы – откуда берется прибыль, сколько нужно вложить и когда проект выйдет на окупаемость», – объяснил Вадим Шпильман.
Валентин Домбровский выразил такое мнение: «Большинство стартапов требует большой доработки. Исключение – проект «Горки 57», мне кажется, что как только инвесторы узнают, что есть такое место в Орле, они сами приедут и привезут сюда деньги».
А инвесторы узнают. И про «Горки 57», и еще про ряд стартапов, которые выиграли путевки в Москву, на ITIF-2018. У каждого проекта теперь есть свой наставник, который поможет доработать и саму идею, и презентацию. Самое важное, что увезли участники делегации из Орла, – это впечатления о людях, живущих здесь: добрых, простых, гостеприимных и готовых учиться.
Но, как правильно отметили все участники поездки, – на голом энтузиазме далеко не уедешь. «Город должен начать с прописных истин – написать программу развития туризма. Инициатива может исходить и от бизнеса, но потом с этой идеей нужно идти к властям и просить денег», – считает Игорь Бухаров. «Имеется ввиду целевая программа с ежегодными тематическими мероприятиями, которые могут привлекать как туристов из России, так и иностранных туристов», – продолжил его мнение Макcим Головин.
.