О призраках банкротств
Анонимный туроператор:
«На первый взгляд может показаться, что сейчас на рынке все более или менее спокойно. Но на самом деле имеются турфирмы, финансовое положение которых крайне шатко. Они активно ищут инвесторов, стараются оптимизировать свои программы. Вроде бы свои дела они привели в норму, но все-таки они вызывают опасения».
О кризисе на Кипре
Из разговоров с операторами:
«Кризис на Кипре может сказаться и на туроператорах. Речь идет не столько о туризме, сколько о бизнесе вообще и об их завязках с местными банками. Если у кого-то хранятся там действительно большие средства и «налог» все-таки введут, то все может закончиться печально».
Представитель Кипрской организации по туризму:
«Мы пока ничего толком сказать не можем, будущее слишком неопределенно. Но туристической отрасли экономические проблемы коснутся в последнюю очередь. И вряд ли изменятся цены».
Лариса Боргардт, коммерческий директор «Four Seasons Кипр»:
«Туристический бизнес – прибыльный и независимый. Кризис может сказаться на нем только в том случае, если будет иметь долгосрочные последствия: например, если подешевеет земля (тогда ее начнут активно застраивать) или если начнется безработица и ухудшится социальная обстановка. Но я думаю, что такие резкие перемены маловероятны».
О снижении агентского аппетита
Агент обращается к крупному туроператору:
«Я понимаю, что в основном вы слышите просьбы о повышенной комиссии. Но нас сейчас эти интересует намного меньше, чем скорость реагирования оператора и преференции для наших клиентов. Мы согласны на обычную комиссию, если при этом заявки будут обрабатываться несколько секунд, наши клиенты – получать фрукты в номер, хороший вид из окна или индивидуальный трансфер. Такой человек придет к нам второй раз, и для всех это будет выгоднее, чем зарабатывать на повышенной комиссии или привлекать клиента скидками».
О переменах в «Аэрофлоте»
Специалист по авиаперевозке:
«Очевидно, что «Аэрофлот» будет сильнее отдаляться от туроператорского сегмента рынка авиаперевозок. Для них сейчас важнее частные клиенты и бизнес-аудитория. Главная причина, на мой взгляд, в том, что там сменился коммерческий директор – прошлый был выходцем из турбизнеса и потому делал шаги навстречу ему.
Сомневаетесь в таком выводе? Достаточно посмотреть на прошедшие торги «Аэрофлота», чтобы убедиться в его истинности».
Представитель туроператора:
«Все российские авиакомпании в минусе. Кроме «Аэрофлота». А все потому, что каким-то образом у него сохранился такой пережиток прошлого, как роялти. Но Россия вступила в ВТО, а значит, рано или поздно у нас будет «свободное небо», и с роялти придется распрощаться… Кто знает, что станет с компанией тогда?».
Об активности «Библио Глобуса»
Генеральный директор крупной туроператорской компании:
«Раньше «Библио Глобус» выступал этаким защитником русского турбизнеса. Это был наш ответ «турецкому» «Пегасу» . Но теперь больше похоже, что эти компании ведут какую-то вендетту, которая, ко всему прочему, расшатывает рынок».
О том, зачем нужны выставки
Ирина Расторгуева, начальник отдела рекламы «НТК Интурист»:
«Выставки превратились в имиджевый ход. Красочный стенд – это немалое вложение, но по большей части только в статус. Дело в том, что раньше выставки были удобной возможностью найти подходящих партнеров, а сейчас агентов такой поток, что после нескольких выставочных дней остается только безличная гора визиток. Конечно, это возможность познакомиться лично с партнерами – представительствами по туризму, принимающими компаниями, – но на деле большинство коллег уже давно знакомы между собой. Серьезные переговоры, как правильно, здесь не ведут и уж тем более не заключают договоров».
Сергей Приголовкин, председатель совета директоров «ПАКС»:
«Многие уже столкнулись с таким вопросом: «А насколько вообще необходимо участие в выставках?». И вопрос этот действительно серьезный… Контактами люди особо не обмениваются, поскольку и без того все друг друга знают. Смысл в итоге только в поддержании имиджа да в обмене сплетнями».
Екатерина Айзерман, заместитель генерального директора «Солвекс Трэвэл»:
«Серьезные контракты уже не заключаются на выставках – это делается гораздо раньше. Сегодня выставки стали просто возможностью помахать партнерам рукой. Отметиться, что все в порядке. В общем-то, они важнее всего для новичков в туризме – это способ заявить о себе и привлечь какое-то внимание».