Рейтинг популярности направлений туризма. Прогноз на сезон зима-2013/14
Бытующее мнение, что у Египта есть альтернативы, ошибочно. Те, кто ездил на Красное море вчера, будет ездить и завтра. И звать с собой таких же «бюджетных» знакомых, как они. Изменения в таблице рейтинга вызваны подводными течениями внутри направлений, некоторые из которых носят оттенок если не скандальный, то интригующий
Давай, Египет, давай-давай!
Не нужно быть провидцем, чтобы предугадать главную рокировку в прогнозном рейтинге популярности направлений на грядущую зиму: «падение» Египта. Опрос топ-менеджеров более 600 московских туркомпаний, на основе которого составляются рейтинги «БАНКО», проводился в начале октября, когда туроператоры по направлению один за другим, осторожно, с оглядкой на реакцию властей, восстанавливали полетные программы в Арабскую Республику. И хотя карательных мер не последовало, в агентствах тоже перестраховались и спрогнозировали спад Египта.
Минус 5,6% по сравнению с прогнозами на предыдущую зиму – это, конечно, далеко за пределами погрешности, но все же никакой катастрофы.
Видимо, усилия египетских властей по убеждению российских коллег снять ограничительные рекомендации, плюс «десант» Ростуризма на красноморские курорты, констатировавший отсутствие опасности, плюс то самое молчание чиновников по поводу игнорирования предостережений МИДа – все это поддержало прогнозы по Египту, который опустился лишь на одну строчку: со второго на третье место.
Доминиканский гамбит
Понятно: если где-то убывает, значит, надо искать прирост в других местах. Кто же оказался на втором месте? А тот, кто был на третьем год назад, – Доминикана, прибавившая 2,1%. Конечно, Карибы - весьма сомнительная альтернатива Красному морю: далеко и недешево. Какими же доводами руководствовались респонденты, прогнозируя направлению рост? Эксперты согласны, что туда едут не те туристы, которые собирались в Египет. Но в Доминикане отлично развита система «все включено», лучше, чем, скажем, в Таиланде. Кроме того, в агентствах прекрасно видят, как изменилась конъюнктура на направлении. Перевозки стало больше. TEZ Tour и Pegas Touristik впервые объединились на бортах Nord Wind. Остальным игрокам пришлось затыкать образовавшуюся дыру на рейсах «Трансаэро», увеличив объемы. Возникает угроза демпинга, причиной которого может стать отнюдь не отсутствие спроса, а дисбаланс между «воздухом» и «наземкой».
Те, у кого отели не на гарантии или она не стопроцентна, могут упереться в «стопы».
Или клиент захочет не гарантированный отель, а тот, что не на гарантии, где мест нет. Чтобы не потерять все, операторы будут вынуждены сливать билеты на рынок по бросовым ценам. Ну а это еще один, хоть и неприятный, фактор стимулирования турпотока.
Нерезиновые Эмираты
Мимоходом упомянутый Таиланд в лидерах прогнозного рейтинга на зиму уже третий сезон подряд. При этом рост почти отсутствует - всего 0,4%, что закономерно – ведь в прошлые года динамика была более впечатляющей. А вот все что ниже тройки лидеров – маленькая сенсация, на первый взгляд, труднообъяснимая. Эмираты, которые в осеннем прогнозе прошлого года занимали 4-е место, в нынешнем переместились даже не на пятое, не на шестое, а на седьмую позицию. Впрочем, в абсолютных цифрах снижение совсем незначительное: направление недополучило 1,1% голосов.
Эксперты несколько удивлены отрицательной динамикой Эмиратов в рейтингах и утверждают, что никаких объективных предпосылок для этого нет: направление по-прежнему популярно, а с учетом обострившейся конкуренции туроператоров и множества спецпредложений привлекает все новых клиентов. Объяснение, впрочем, лежит на поверхности:
Эмираты, о которых год назад говорили как о самой близкой альтернативе Египту, не могут находиться в центре внимания постоянно – туристы переключаются на другие направления,
где туроператоры тоже наращивают объемы. И действительно, респонденты прогнозируют рост популярности Индии (+3,2%), Вьетнама (2,7%). Еще раз отметим, что речь идет о мнениях исключительно московских агентств – опрос проводился в столице, где ассортимент перевозки и выбор туров чрезвычайно широк. В регионах картина может быть иной.
Россия пропала
Нижняя часть сводной таблицы, на первый взгляд, в принципе мало чем отличается от опубликованной год назад. Если бы не одно «но», тоже вызывающее ряд вопросов: из рейтинга популярности направлений исчезла Россия. При том, что последние два года она, казалось бы, прочно утвердилась в хвосте, а в прогнозах на зиму-2012/13 даже сумела обойти Чехию. Кроме того, в олимпийский год все должно было бы происходить с точностью наоборот, виды на внутренний туризм в агентствах могли бы обозначиться более явственно или хоть как-то обозначиться.
Участники рынка внутреннего туризма опять же обращают внимание на «географию» опроса службы «БАНКО». Москва – регион, в котором внутренний туризм не так актуален, как за ее пределами. По оценке специалистов, не более половины агентств продают туры по России, а
доля запросов на отдых внутри страны от общего числа составляет от 5 до 13%, тогда как в регионах соотношение 50:50 и даже 60:40 в пользу внутреннего туризма.
А надежда на «олимпийский» туризм не оправдалась по той причине, что сохраняется неопределенность с организацией поездок на Олимпиаду. Оргкомитет продолжает придерживать места размещения, не пуская их в свободную продажу, опасаясь, что в итоге могут возникнуть проблемы с заселением делегаций. Не все объекты еще сданы, не все посчитаны. Туроператоры могут заняться этой темой, по прогнозам игроков, только после новогодних праздников.
Рейтинг популярности направлений туризма
(прогноз на сезон зима-2013/14)
Направление | Прогноз на сезон зима-2013/14, % | Итог сезона зима-2012/13, % | Изменение, +/- | Прогноз на сезон зима-2012/13, % | Изменение, +/- |
---|---|---|---|---|---|
Таиланд | 25,0 | 24,9 | 0,1 | 24,6 | 0,4 |
Доминиканская республика | 12,5 | 10,1 | 2,4 | 10,4 | 2,1 |
Египет | 10,7 | 17,3 | -6,6 | 16,3 | -5,6 |
Индия | 8,5 | 7,0 | 1,5 | 5,3 | 3,2 |
Куба | 8,3 | 5,4 | 2,9 | 7,4 | 0,9 |
Вьетнам | 7,1 | 4,7 | 2,4 | 4,4 | 2,7 |
ОАЭ | 6,4 | 6,0 | 0,4 | 7,5 | -1,1 |
Мексика | 4,3 | 3,0 | 1,3 | 3,4 | 0,9 |
Мальдивы | 3,8 | 3,9 | -0,1 | 3,5 | 0,3 |
Индонезия | 1,4 | 1,6 | -0,2 | 2,2 | -0,8 |
Чехия | 1,4 | 2,8 | -1,4 | 1,5 | -0,1 |
В таблице представлен рейтинг популярности направлений, подготовленный Службой "БАНКО" в качестве прогноза на сезон зима-2013/14. Он приводится в сравнении с аналогичными исследованиями, сделанными накануне сезона зима-2012/13. Все данные получены в ходе опроса топ-менеджеров более 600 турфирм Москвы. Репрезентативные выборки составлены на основе базы данных Службы "БАНКО".