Горнолыжные рейтинги: прогноз на сезон-2013/14
Накануне каждой зимы традиционные рейтинги Службы «БАНКО» выходят с сезонным дополнением – маркетинговыми исследованиями горнолыжного рынка. На этот раз, в отсутствие «Асент тревел», они получились не совсем обычными, местами неожиданными и немного нервными.
Горы по порядку
Но начнем с рейтинга популярности горнолыжных направлений. Само расположение стран в таблице многие годы не меняется и не вызывает у экспертов рынка серьезных возражений.
Лидером остается Австрия с котировкой в 30,3%, такой же как год назад. И хотя по итогам зимы-2012/13 направление потеряло 2,2% агентских голосов, его позиций в топ-листе это не поколебало. «Австрия стала горнолыжным хитом в том числе благодаря туроператорам-массовикам, применившим здесь технологии работы на летних пляжных направлениях», – поясняют эксперты.
Второе место по-прежнему занимает Италия – с ней планируют работать 20,3% московской розницы, и это на 1,5% больше по сравнению с прошлой осенью. Причины роста наблюдатели видят в активности туроператоров, которые предлагают российскому рынку максимум горнолыжных курортов этой страны.
Сохранила свои позиции Андорра; потерю 0,3% голосов по сравнению с прогнозом годичной давности можно расценивать как статистическую погрешность. А по мнению экспертов рынка, место Андорры в рейтинге в принципе могла бы занять Франция – емкость ее зимних курортов велика. Но заточены они именно на горнолыжников, а не на широкую «горнопляжную» публику. Плюс местные особенности – децентрализованный контрактинг, трансферы, представительские службы – затрудняют пакетирование массового французского горнолыжного продукта. В итоге направление остается на четвертой позиции в рейтинге популярности.
А вот Болгария прибавила почти 1% к прошлогодним котировкам, хотя, как отмечают специалисты, там всего несколько доступных российскому туристу курортов с небольшим количеством трасс. «Но бесспорный плюс Болгарии – разнообразный и недорогой номерной фонд, – полагают они. – Возможно, сыграли роль свою роль и доступные цены».
Ощутимые потери в этом году у Швейцарии – минус 1,7% против прогноза на зиму-2012/13 и 3,5% голосов. Тем не менее направление сохраняет шестое место и троекратный отрыв от ближайшего преследователя – Германии. С 1,1% она вошла в рейтинг, вытеснив из него так и оставшуюся экзотической зимнюю Турцию. И эта рокировка – единственная новость прогнозной таблицы.
Горы на весах
Но рейтинг популярности направлений интересен и другим: влиянием на место того или иного туроператора в лидерском топ-листе.
Эксперты говорят, что без альпийских стран в ассортименте туроператору сложно заработать имидж «горнолыжника» – настолько востребованы Альпы. Действительно, накануне этой зимы 70% турагентств Москвы планируют работать по странам альпийской пятерки. «Понятно, что лидерство туроператора в рейтингах предпочтений сотрудничества по Австрии и Италии, по сути, гарантирует попадание в горнолыжный топ, – комментирует Максим Приставко, замгендиректора «Джет Тревел». – В то же время и неальпийские Андорра и Болгария с их 16,7 и 10% симпатий позволяют побороться за место под горнолыжным солнцем. Горы весят по-разному».
Многопрофильные призеры
Первое место выбывшего из лидерской обоймы «Асента» в рейтинге-прогнозе на зиму-2013/14 занял PAC Group. «Заслуженно», – соглашаются конкуренты. «Мы ждали роста, – скромно комментирует Илья Иткин, гендиректор компании-победителя. – Летом усилились в контрактах по Австрии и Италии, вплоть до эксклюзива…» Очевидно, что PAC Group воспользовался моментом и именно ему отошла большая доля предпочтений, раньше принадлежащих «Асенту». Во всяком случае, об этом говорят цифры. Если год назад PAC Group владел 18,4% голосов, сейчас его рейтинг составляет 24,4%.
TEZ Tour сменил бронзу кануна минувшей зимы на серебро. 5% к котировкам годичной давности ему, по мнению конкурентов, достались прежде всего за горнолыжные заслуги. «У них реально неплохая Австрия, а она дает основной прирост», – признают эксперты. Свою роль играют и другие факторы: репутация крупной компании, закаленная на других направлениях розничная сеть и продукт, рассчитанный на массовую семейную публику, не строго на катальщиков.
Впечатляет рывок TUI с шестой строки на третью. Наверное, этот успех, пусть и выданный авансом, – самый яркий пример того, как розница реагирует на уход традиционного лидера: интуитивно она склоняется в пользу игроков, которых считает надежными. И TUI в этом смысле – лучшая кандидатура, от которой ждут 100% выживаемости. Помимо надежности TUI предлагает широкую линейку горнолыжного продукта – он фигурирует в лидерских списках пяти самых рейтинговых направлений. Любопытно: ни на одном из них оператор не возглавил топ-лист.
За пределами пьедестала
Вокруг призеров туроператорского рейтинга тоже не обошлось без перемен. 1,2% голосов прибавил к своим прошлогодним позициям «Джет Тревел», и этого ему хватило для выхода на четвертую строчку. «Санрайз Тур» в результате этой рокировки оказался на пункт ниже. Впрочем, видимого снижения агентских симпатий по отношению к «Санрайзу» не произошло – компания получила практически тот же результат, что и год назад (даже с символическим плюсом в 0,2% голосов). Оценивая перспективы этого туроператора, эксперты сомневаются в том, что ему удастся удержать долю предпочтений московского рынка, и считают, что «Санрайз» утратил то свое преимущество, за которое его выделяли агентства, – хорошие цены на «Аэрофлоте» в Австрию. «Сейчас нацперевозчик не полетел в Зальцбург, а блоки на Инсбрук стали стоить дорого, на них не сделаешь тур за €399…» – высказываются эксперты. И тем не менее не будем предвосхищать события: за годы работы компания наладила хороший контакт с розницей и приобрела большой горнолыжный опыт.
Прибавку в 1,8% получила «Натали Турс» – главным образом за счет популярной Андорры. Весомость Болгарии на горнолыжном рынке позволила подняться в общем рейтинге лидерам направления «Солвекс Трэвел» и ICS Travel Group. Единственным в первой десятке, кто сохранил прошлогодний порядковый номер в топ-листе, оказался «Эрцог». Хотя комментаторов прогнозных таблиц и удивили 12,6% агентских голосов, обеспечивших этому игроку второе место в рейтинге по Италии. «Если бы его назвали в числе лидеров по Франции, это было бы более ожидаемым и адекватным – там у «Эрцога» сильные позиции. Но Италия?..» Понятно, что рейтинг предпочтений сотрудничества отражает не объемы, а именно агентские предпочтения, и такой выбор можно объяснить скорее поиском адекватной замены «Асенту». В данном случае им оказался такой же специализированный ТО с опытом.
Туроператоры-лидеры рейтингов предпочтений сотрудничества по наиболее популярным направлениям горнолыжного туризма
(прогноз на сезон зима-2013/14)
ТО / Направление | Голоса, % | |
---|---|---|
Австрия | ||
PAC Group | 27,1 | |
TEZ Tour | 19,7 | |
Италия | ||
PAC Group | 40,6 | |
Эрцог | 12,6 | |
Андорра | ||
Натали Турс | 26,7 | |
TEZ Tour | 24,4 | |
Франция | ||
PAC Group | 39,2 | |
Джет Тревел | 27,3 | |
Болгария | ||
Солвекс-Трэвэл | 27,9 | |
ICS Travel Group | 23,2 | |
Швейцария | ||
PAC Group | 42,3 | |
Джет Тревел | 40,4 | |
Данный рейтинг получен в результате опроса топ-менеджеров 449 московских компаний, имеющих практику продаж горнолыжных туров. Репрезентативная выборка составлена на основе базы данных Службы "БАНКО". За 100% было принято общее количество упоминаний туроператоров по каждому рассматриваемому направлению. В таблицу включены туроператоры, занявшие 1-е и 2-е места по каждому из направлений. |
Топ-лист: туроператоры горнолыжного рынка
(прогноз на сезон зима-2013/14)
Туроператор | Голоса, % * | Направления ** |
---|---|---|
PAC Group | 24,4 | Австрия, Италия, Франция, Швейцария, Андорра |
TEZ Tour | 12,4 | Австрия, Андорра, Италия, Болгария |
TUI
| 10,8 | Австрия, Андорра, Болгария, Франция, Италия |
Джет Тревел | 7,4 | Франция, Австрия, Швейцария, Италия, Германия |
Санрайз Тур | 7,1 | Австрия, Италия |
Натали Турс | 6,8 | Андорра, Италия, Австрия |
Эрцог | 6,5 | Италия, Австрия, Франция, Швейцария |
ICS Travel Group | 3,8 | Болгария, Италия, Австрия |
Солвекс-Трэвэл | 3 | Болгария |
DSWB-Tours-Континент | 2,4 | Италия, Франция, Австрия |
Сoral Travel | 2,1 | Австрия, Андорра |
Время-тур | Андорра | |
Данко Трэвел Компани | 1,6 | Италия, Франция |
Пегас Туристик | 1,1 - 1,3 | Андорра |
Русский Экспресс | Франция | |
Балкан Экспресс | 0,7 - 0,9 | Болгария |
НТК Интурист | Австрия | |
Южный Крест | Франция | |
Топ-лист туроператоров горнолыжного рынка составлен в результате опроса топ-менеджеров 449 турфирм Москвы, имеющих практику продаж горнолыжных туров. Голоса, набранные турфирмами по всем горнолыжным направлениям, суммировались. За 100% было принято общее количество упоминаний туроператоров по всем направлениям. 20 компаний, набравших в сумме наибольшее количество голосов, представлены в таблице с указанием направлений, по которым они получили значимое количество голосов. Шрифтом выделены направления в рейтинге, по которым туроператор занял 1-е или 2-е место.
** Направления, по которым туроператор получил значимое количество голосов |
Рейтинг популярности направлений туризма
(прогноз на сезон зима-2013/14)
Направление | Прогноз на сезон зима-2013/14, % | Итог сезона зима-2012/13, % | Изменение, +/- | Прогноз на сезон зима-2012/13, % |
---|---|---|---|---|
Австрия | 30,3 | 28,1 | 2,2 | 30,2 |
Италия | 20,3 | 22,3 | -2 | 18,8 |
Андорра | 16,7 | 17,7 | -1 | 16,4 |
Франция | 14,8 | 13,3 | 1,5 | 14,7 |
Болгария | 10,1 | 10,8 | -0,7 | 9,2 |
Швейцария | 3,5 | 2,4 | 1,1 | 5,2 |
Германия | 1,1 | 0,6 | 0,5 | 0,9 |
В таблице представлен рейтинг популярности горнолыжных направлений, подготовленный в качестве прогноза на сезон зима-2013/14. Данные получены в ходе опроса топ-менеджеров 449 турфирм Москвы, называющих горнолыжный вид туризма в числе своих приоритетов. Он приводится в сравнении с прогнозом на сезон зима-2012/13. Репрезентативные выборки составлены на основе базы данных Службы "БАНКО". За 100% было принято общее количество упоминаний всех направлений |