12 февраля на сайте www.aeroflot.sberbank-ast.ru состоялась деловая игра «Электронные торги по блочным перевозкам сезона лето-2010». Это была репетиция электронного аукциона, в ходе которого между туроператорами должны распределиться места на рейсах «Аэрофлота» в Париж, Прагу, Анталью, Дубай, Барселону, Малагу, Афины, Хургаду, Шарм-эль-Шейх, Лондон, Карловы Вары, Амстердам, Дюссельдорф, Овду, Стамбул, Братиславу, Будапешт, Бухарест, Дрезден, Мадрид, Бангкок и Гавану. Все желающие получили возможность предварительно оценить саму техническую систему торгов. Наряду с туроператорами участие в деловой игре принял корреспондент БАНКО. В общей сложности зарегистрировался 41 человек, причем 14 заняли позицию наблюдателей, 27 – делали ставки.
Нацперевозчик представил на сайте реальные емкости, предназначенные для оптовой реализации, разделив их на лоты по 10, 20, 30 мест в зависимости от направления и рейса, с символической начальной ценой кресла в 100 евро. Повышать эту игровую ставку предлагалось на 5 евро за шаг. Наиболее активный тестовый торг шел на французском, чешском и испанском направлениях. Так, ставка по самому востребованному рейсу в Барселону на момент завершения аукциона составляла 490 евро, максимум по Парижу – 575, а по Лондону цена вопроса не поднялась выше 220. Все это лишь условные цифры, реальными деньгами участники игры не рисковали.
На следующей неделе состоится еще одна репетиция, а сами торги пройдут ориентировочно 25 февраля, тогда и станут ясны результаты беспрецедентного эксперимента «Аэрофлота». По мнению экспертов, есть риск, что на реальном аукционе цены авиабилетов могут быть завышены – в пылу борьбы между заказчиками или же преднамеренно. Тогда предложения нацперевозчика окажутся неконкурентными, а вся реформа обнулится на старте. Тем более что и в самой авиакомпании, и на туристическом рынке есть заинтересованные в этом люди. Ведь цель проекта – сделать систему распределения блоков полностью прозрачной, исключить протекционизм, то есть возможность сговоров между заказчиками и топ-менеджментом авиакомпании.
«Мы можем это только приветствовать, – комментирует гендиректор VKO Group Эллада Пескова. – Для нашей компании открываются новые возможности, поскольку даже по ключевым направлениям мы в последние годы не имели прямых контрактов с «Аэрофлотом». В частности, перевозку на Испанию брали через два звена посредников. Высока вероятность, что теперь действительно появится понятная и общая для всех система распределения блоков».
Глава Ланта-тур вояж Людмила Пучкова также положительно высказывается о ноу-хау, ждет от него пользы для отрасли в целом и своей компании в частности. По итогам деловой игры предлагает откорректировать некоторые чисто технические аспекты торгов. Например, по ряду направлений следовало бы выставлять перевозку на аукцион уменьшенными лотами – это касается стран Бенилюкса, принимающих сравнительно небольшие турпотоки из России, отмечает г-жа Пучкова.
Наблюдатели отмечают, что новое руководство «Аэрофлота» с большим вниманием относится к предложениям туроператоров и проявляет заинтересованность в сотрудничестве. Так, Дмитрий Горин («VIP Сервис») считает показательным уже тот факт, что гендиректор авиакомпании Виталий Савельев за последние недели встречался с руководителями турфирм едва ли не чаще, чем его предшественник Валерий Окулов за все годы работы.