Турист Павел (фамилию по его просьбе не называем) приобрел у авиакомпании Utair билеты из Москвы в Милан и обратно на даты с 26 июня по 12 июля прошлого года. Их стоимость составила 59 238 руб. Позже авиакомпания отменила рейс в связи с распространением коронавирусной инфекции. По рекомендации на сайте авиакомпании был оформлен возврат денег за билеты и направлены документы, подтверждающие, что пассажир – член многодетной семьи.
16 августа 2020 года перевозчик предложил клиенту «заморозить» средства в виде бонусов по программе лояльности, отчего Павел отказался и обратился в суд. В исковом заявлении он просил вернуть не только стоимость билета, но и компенсацию морального вреда (30 тыс. руб.), штраф в размере 50% от присужденной в пользу потребителя суммы, расходы по оплате юридических услуг.
В итоге требования были удовлетворены частично. Гагаринским районным судом Москвы взыскана только стоимость авиабилетов и в неполном размере расходы на оказание юридических услуг. Решение вступило в силу 20 мая 2021 года.
В компании «Юристы для турбизнеса “Байбородин и партнеры”», которая защищала Павла, отмечают, что согласно пункту 10 положения, утвержденного постановлением правительства № 991, установлено, что правило о возврате провозной платы по истечении 3 лет с даты отправления рейса, указанного в билете, не распространяется на определенные категории пассажиров, в том числе на членов многодетной семьи. Перевозчик обязан вернуть деньги за авиабилет в течение 10 дней со дня получения заявления.
«Однако авиакомпании всячески игнорируют своих клиентов либо отписываются, разумно полагая, что мало кто пойдет судиться за такие небольшие деньги. Кроме того, перевозчики не спешат возвращать деньги в досудебном порядке даже льготным категориям граждан, так как сложилась практика отказа судами в штрафах и моральном вреде. Так и случилось: взыскали только стоимость авиабилетов и расходы на представителя», – комментируют в компании.