Минтранс РФ оценит потери авиакомпаний от приостановки полетов в Грузию на летний сезон 2019 года и компенсирует их. Соответствующее поручение дал Максим Акимов, вице-премьер РФ, курирующий транспортную отрасль, по итогам состоявшегося 26 июня совещания с участием перевозчиков.
Как сообщает пресс-служба министерства, будет разработана универсальная методика оценки финансовых потерь авиакомпаний в случае приостановки полетов по не зависящим от них причинам. Она установит порядок расчета как прямых убытков перевозчика (в результате отмены рейсов, на которые уже проданы билеты), так и упущенной выгоды (отмена рейсов, запланированных на текущее сезонное расписание).
После утверждения методики будет подготовлен пакет документов, обосновывающий объемы компенсаций из российского бюджета для перевозчиков, приостанавливающих полеты в Грузию с 8 июля в соответствии с указом президента. В сообщении также отмечается, что окончательное решение об объемах компенсаций и их механизме примет правительство. По оценке наблюдателей, вряд ли методика будет разработана в ближайшее время.
По предварительным данным, на момент приостановки полетов было продано не менее 200 тысяч билетов на сумму свыше 3 млрд рублей. Однако убытки авиакомпаний также складываются из лизинговых платежей (около 200 тысяч долларов в месяц), зарплат пилотов и летного состава, а также упущенной выгоды из-за невозможности использовать маршруты, которая будет постоянно расти во время простоя самолетов. «Аэрофлот», к примеру, зафиксировал более 10 % избыточности провозных емкостей, примерно то же самое у других перевозчиков.
Главный редактор avia.ru Роман Гусаров уверен, что государство не сможет компенсировать 100 % этих убытков и со временем это приведет к удорожанию билетов. «Куда деть самолеты в разгар сезона, когда расписание уже сверстано, слоты заняты, а билеты по большинству направлений проданы до конца лета? Рано или поздно перевозчики переложат свои траты на пассажиров. Компенсации из бюджета сгладят эту ситуацию, но ненамного. Лучше бы компенсировали подорожание керосина, из-за которого зимой наши авиакомпании потеряли 60 млрд рублей. По сравнению с этой суммой компенсации за Грузию рядом не стояли. Это всё равно что алкоголику закапать в нос пару капель водки», – подчеркнул эксперт.