На рынке краткосрочной аренды квартир произошли изменения, которые можно назвать первым шагом к его упорядочению. Крупнейший в России сервис «Авито Недвижимость» со вчерашнего дня ввел онлайн-бронирование квартир вместо старого принципа поиска по объявлениям по всей стране.
Одно из главных изменений – размещение объекта для аренды только после его проверки, что защищает права потребителей, – отмечено в блоге «Авито» на ресурсе vc.ru. Новая концепция также предполагает, что при бронировании жилья онлайн необходимо вносить частичную предоплату. Предварительное тестирование прошло в разных городах в течение 3 месяцев.
«Появились возможность мгновенного бронирования и гибкие правила отмены», – заявил Артем Кромочкин, руководитель направления в «Авито Недвижимости». По его словам, новшество упростит краткосрочную аренду жилья, что очень кстати совпало с началом летнего сезона отпусков.
Однако для создания цивилизованного рынка этого недостаточно. По словам экспертов, нужны законодательные изменения, обязывающие владельцев жилья получать уникальный номер, а электронные площадки – требовать его при размещении информации на сайте. Ранее «ТурДом» сообщал об аргументации необходимости принятия закона о туристическом жилье, в том числе о посуточной аренде квартир.
«"Серый" рынок сдачи жилья, апартаментов и гостевых домов никак не урегулирован на законодательном уровне», – отмечает Алексей Кожевников, член общественно-экспертного совета нацпроекта «Туризм и индустрия гостеприимства».
По экспертным оценкам, в Москве, Санкт-Петербурге и Казани более 30% забронированного туристами жилья приходится на квартиры и апартаменты, в Крыму и Краснодарском крае – более половины.
Пока же без четких правил, регулирующих взаимоотношения всех участников, порядка в этой сфере мало. Кроме того, что бюджеты не получают налогов, не прописаны права арендодателей, страдают и потребители. Как, например, туристка из Москвы, написавшая негативный отзыв после посуточной аренды квартиры в Сочи и получившая в ответ угрозы в адрес своих детей.