Комитет Государственной Думы по физической культуре, спорту, туризму и делам молодежи 23 июня рассмотрел законопроект об электронной путевке и рекомендовал его к принятию во втором чтении. Об этом TourDom.ru сообщили в пресс-службе комитета.
Дата второго чтения официально пока не называется и будет зависеть от распределения на совете Госдумы, но эксперты предполагают, что к депутатам документ поступит уже 8 июля.
Напомним, что законопроект предусматривает обязанность туроператоров передавать информацию о проданных турах в систему «Электронная путевка», а также отчислять с каждой продажи «туристский взнос» в гарантийный фонд (размер должно определить правительство. – Ред.). Финансовый блок появился в документе на этапе подготовки ко второму чтению. Предполагается, что из собранных денег будет финансироваться вывоз туристов из мест отдыха, а также выплаты им в случае неисполнения обязательств со стороны туроператоров.
Кто станет управлять новым гарантийным фондом, пока можно только предполагать – законопроект оставляет выбор на усмотрение правительства и содержит лишь ряд критериев как к самой организации, так и к учредителю. Однако эксперты обращают внимание, что под приведенные параметры подходит АО «Национальные туристические технологии», которому правительство РФ в 2019 году передало функции по эксплуатации системы «Электронная путевка». Уставный капитал АО НТТ составляет 100 млн рублей, его учредителем является крупная компания – АО «Концерн радиоэлектронные технологии» (входит в госкорпорацию «Ростех»).
Эксперты, ознакомившиеся с текстом поправок, говорят, что в случае вступления закона в силу в существующей редакции предложенный механизм фактически заменит собой существующую систему финансовых гарантий. Туроператорам не придется договариваться со страховыми компаниями или банками. А тем, кто работает в сфере выездного туризма, – не понадобится еще и состоять в ассоциации туроператоров выездного туризма «Турпомощь».
Участники рынка смогут продолжить деятельность, не являясь ее членами и не оплачивая взносы в два фонда – резервный (создан для эвакуации туристов. – Ред.) и фонд персональной ответственности (предназначен для выплат туристам на случай банкротств. – Ред.). Чтобы работать на рынке в качестве туроператора, будет достаточно передавать информацию в систему «Электронная путевка» и оплачивать «туристский взнос» с каждой продажи. «Идет самая настоящая борьба за ресурсы и влияние на отрасль», – констатируют наблюдатели.
Готовящийся слом системы разделил профессиональное сообщество на два лагеря. Аргументы тех, кто против, выразил директор ассоциации «Турпомощь» Александр Осауленко. 22 июня он обратился в Ростуризм с письмом (копия есть в редакции. – Ред.), в котором подчеркнул: внесение изменений в механизмы финансовой ответственности нужно согласовывать с экспертами, федеральным органом исполнительной власти, иными заинтересованными организациями. Создание единого фонда для туроператоров внутреннего, въездного и выездного туризма, по мнению дирекции «Турпомощи», противоречит действующим механизмам оказания экстренной помощи, несет повышенные риски как для потребителей, так и для туроператоров.
Однако среди предпринимателей есть те, кто недоволен сложными фильтрами в виде системы фингарантий и взносов в ту же «Турпомощь». Выполнить условия старого закона для того, чтобы легально продолжить работу в новых обстоятельствах, многие просто не в состоянии. Страховщики отказываются выступать фингарантами туроператоров, а денег на альтернативный вариант – пополнение фондов персональной ответственности «Турпомощи» до требуемых законом 7% от прошлогоднего объема продаж – у многих туроператоров нет. Кроме того, критерии оценки данных, предоставляемых в Ростуризм, участникам рынка до конца непонятны. Накануне один из старейших туроператоров Санкт-Петербурга, «НИКА», был вынужден объявить об остановке работы – именно из-за невозможности продлить договор страхования и остаться в реестре.