В системах онлайн-бронирования туроператоров замечены крайне низкие тарифы на туры в Болгарию на первый летний месяц. Так, 7 июня 11-дневные путевки с вылетом из Москвы 19 июня можно было приобрести по цене от 20 тыс. руб. на двоих, включая топливный сбор, что дешевле авиабилетов. Немного выше стоимость туров на более близкие даты. Например, недельный отдых с 14 июня обойдется от 28 тыс. руб. на двоих.
Гендиректор «Солвекс» Димитър Цонев видит основную причину в избытке перевозки на направлении. По его оценке, в целом по московскому рынку профицит составляет 400–500 кресел в неделю. При этом эксперт полагает, что ситуацию скорректировали проблемы, возникшие на рынке перевозок: «Туроператоры в конце мая не пошли на оптимизацию полетных программ, однако за них это невольно сделала «ВИМ-Авиа», вынужденная отказаться от части запланированных рейсов в Болгарию», – говорит он, напоминая о ситуации вокруг чартерной программы авиакомпании.
Как известно, перевозчик снял несколько рейсов в Болгарию на ближайшие даты. Возможно, именно этим объясняется тот факт, что стоимость путевок на первую половину июня сейчас выше, чем на третью декаду месяца.
Некоторые наблюдатели отмечают, что на фоне истории с «ВИМ-Авиа» туристы при покупке тура стали чаще интересоваться, какой авиакомпанией предполагается перелет, и, если это «ВИМ», ищут альтернативные варианты, не желая рисковать. Возможно, это также не способствует спросу на болгарском направлении.
Эксперты обращают внимание и на тот факт, что серьезную конкуренцию организованному туризму в последнее время составляют российские владельцы недвижимости в Болгарии. По неофициальным оценкам, таковых более 300 тысяч. Из-за ухудшения экономической ситуации многие из них стали относительно недорого сдавать свои апартаменты, и отдыхающие часто приобретают у турфирм лишь авиабилеты, а размещение бронируют у частников.
«По стоимости туров Болгария перестает быть откровенно дешевым направлением. Цены путевок, конечно, ниже, чем на другие европейские курорты, но разница уже не так заметна, как ранее. Туроператоры же по старой памяти планируют полетные программы, исходя из прежних представлений о дешевизне страны, однако при нынешнем ценовом уровне просто нет столько туристов под заявляемые объемы перевозки», – говорит коммерческий директор ICS Travel Group Дмитрий Филатовский. По его мнению, туроператоры могли бы заполнить кресла на бортах за счет продажи авиабилетов, но сделать это, реализуя только турпакеты, непросто.