В этом году конкуренция в Черногории немного усилится, в основном за счет главного прошлогоднего «возмутителя спокойствия»: компания «Библио Глобус» удвоит свои объемы, перейдя на ежедневные вылеты из Москвы на бортах четырех авиакомпаний: «Трансаэро», «Аэрофлота», S7 и Montenegro Airlines.
Другие весомые игроки направления значительно расширяться не стали: и «ПАКС», и TUI решили в этом сезоне программы не наращивать. У TUI остаются те же 4 рейса в неделю на бортах Metrojet. «Полетные программы мы стараемся формировать с учетом реального спроса, - пояснил директор по маркетингу и продажам TUI Russia & CIS Ивор Вукелик. – Это помогает нам избежать участия в демпинге. Но в целом ожидания от сезона позитивные, да и визы Хорватии работают в пользу Черногории: чтобы привыкнуть к ним, рынку потребуется еще сезон или два, поэтому вряд ли можно говорить о перераспределении черногорского турпотока на Хорватию. Пока все наоборот».
«ПАКС» даже немного подсократился: от прошлогодних 6 рейсов в неделю осталось только 4 – по вторникам, средам, пятницам и субботам на бортах разных авиакомпаний. Но при этом заместитель генерального директора компании Денис Фомин выразил предположение, что сезон будет лучше предыдущего: «В прошлом году программы планировались под рост турпотока за счет ставшей визовой Хорватией, но он оказался не таким и большим – все, кто мог поехать в Черногорию, предпочли копеечную горящую Грецию. Несмотря на шенгенские визы». По словам эксперта, к раннему бронированию чувствовался повышенный интерес в январе, к началу марта растущий евро, конечно, плохо сказался на продажах. То же о раннем бронировании говорят и другие игроки.
Сказывается рост валюты и на ценах: «В этом сезоне мы постарались даже немного снизить их – в евро. Нашли более выгодные тарифы на перелеты, договорились с отелями, подкорректировали трансферы и другие услуги. Но в рублях, к сожалению, они либо остались такими же, либо выросли», - рассказала Ольга Боровкова, начальник отдела Черногории нишевого туроператора «Юго-Стар». Зато, по ее словам, такого сурового демпинга, как в прошлом году, не ожидается – во всяком случае, цены, которые есть сейчас, у всех игроков находятся на разумном уровне.
Любопытно, что на политике отельеров не сказались прошлогодние инциденты с «Асентом» - тогда турагентам пришлось даже составить «черный список» отелей, которые шантажировали российских туристов. Остальные не шантажировали, но обещанных денег от «Асента» также в срок не получили. Но, по словам экспертов, отношения не ужесточились – по Черногории все работают как раньше, в том числе и на элотментах.
Что касается объемов «Асента», то они плавно перераспределились по всем участникам рынка, прямого перехода «из рук в руки» не произошло. Так что конкуренция на дефицитном рынке размещения в Черногории осталась прежней. Все чаще недостаток отелей компенсируют наращиванием предложений по виллам и апартаментам.