Законопроекты об использовании QR-кодов для перемещений на поездах и самолетах остаются самой обсуждаемой темой в профессиональном сообществе. На этой неделе на сайте Ассоциации туроператоров (АТОР) был опубликован прогноз: если такой механизм будет введен, то его применение вряд ли ограничится 3 месяцами, как это предполагается сейчас. QR-коды могут остаться обязательным условием для путешествий на длительную перспективу, если не навсегда. В подтверждение приводятся аргументы: паспорта здоровья – это «новая нормальность», кроме того, внедрение системы потребует серьезных усилий и затрат, от которых нельзя отказаться просто так.
Публикация вызвала неоднозначную реакцию в профессиональном сообществе. Одни считают, что сейчас «возможно всё». На сайте Госуслуг содержится масса информации о гражданах, поэтому использование его функционала для покупки билетов не выглядит чем-то невероятным или неисполнимым. Другие не понимают, какие цели преследует объединение туроператоров, запуская в медиапространство мрачные прогнозы, ведь законопроект еще только будет рассматриваться в Госдуме. Мнение можно выразить так: вместо того чтобы гадать о сроках действия QR-кодов и рассуждать о «новой нормальности», турбизнес через профессиональные объединения должен четко обозначить проблемные пункты законопроектов, последствия их применения и аргументировать свои предложения.
«Зачем нужно предъявлять QR-код для покупки билета на поезд или самолет? Как это остановит распространение вируса? Если цель – ограничить перемещение людей, то давайте вводить QR-коды на выход из дома. Это будет эффективнее», – обозначил самую болевую точку предлагаемых поправок топ-менеджер одного из крупных туроператоров. По его словам, тезисы о том, что все путешествующие люди уже привиты, имеют QR-коды и поэтому закон не вызовет негативных последствий, не выдерживают критики: «У нас на самолете летает не только министр Савельев. Полно людей с кнопочными телефонами, которые понятия не имеют, как пользоваться Госуслугами».
По его словам, необходимо сохранить возможность передвигаться по стране по ПЦР-тесту, в противном случае последствия для туризма и авиаотрасли будут «печальными». В цифрах их уже оценили авиакомпании – S7 и Utair прогнозируют падение пассажирского трафика до 50%.
Требование о предъявлении QR-кода при покупке билета считают избыточным также в Ассоциации агентств воздушного транспорта (ААВТ). Объединение уже направило свои предложения в профильный Комитет Госдумы, ответственный за подготовку законопроекта. «Логичнее предъявлять QR-код при посадке в самолет или поезд», – сказал председатель совета директоров холдинга «Випсервис» Дмитрий Горин. Он также отметил, что, согласно обсуждаемому документу, потребители получат право на безусловный возврат средств не только за авиа- и железнодорожные билеты, но и за туры, так как перевозка – это их составная часть. При этом в отличие от авиакомпаний и аэропортов, которым прочат получение 8 млрд руб., о компенсациях для турбизнеса речи нет.
Напомним, что этап общественного обсуждения законопроекта продлится до 14 декабря. «Сейчас самый важный судьбоносный момент», – сказал Дмитрий Горин.