В профессиональном туристическом сообществе продолжают обсуждать программную речь вице-премьера Дмитрия Чернышенко. Выступая на презентации нацпроекта «Туризм и индустрия гостеприимства», он отметил, что по количеству поездок внутри России (0,4 в год) наша страна в аутсайдерах: китаец путешествует по Китаю в среднем 4 раза в год, а житель США по Америке – 7 раз. Одна из целей нацпроекта в том, чтобы стимулировать внутренний спрос, создав качественную инфраструктуру. И тогда те деньги, которые россияне тратят на отдых за рубежом (за 10 лет – 250 млрд долларов. – Ред.), останутся в стране.
Такая расстановка приоритетов, по мнению участников турсообщества, выглядит как минимум спорной. «Очень похоже, что потребность граждан на выезд за границу трактуется однобоко, через ракурс вывоза денег. На самом деле поездки за рубеж значат и для людей, и для страны значительно больше», – написала в группе «Трэвел Президиум» ее модератор и СЕО «БАНКО» Татьяна Дмитрова. Кроме того, обесценивается опыт профессионалов международного туризма, которых фактически приравняли к «пятой колонне».
Татьяну Дмитрову поддержали: в стране не тот климат, людям нужно выезжать на теплое море. Немаловажна и потребность в познании и культурном обмене с другими странами – невозможно ограничить развитие туризма только пределами одной лишь России.
«Обидно, что выездной туризм рассматривается только в свете того, сколько туристы денег потратили, почему забыли про экскурсионные туры, про музеи, про возможность своими глазами увидеть тот же Колизей, Мону Лизу, Кносский дворец, ведь это непередаваемые ощущения! И почему чиновники решили, что если я за обед на каком-то Родосе готова оставить сколько-то евро, то и в Анапе я на эту же сумму прекрасно шашлык поем и должна быть счастлива», – написала Анастасия Виноградова.
Идея развивать туризм только силами самих россиян, включая инвесторов, которым в рамках нацпроекта предлагается вкладывать в отели и санатории по 4 руб. на один казенный, вызывает у экспертов сомнения. «Надо печься о доходах людей. Тогда будут везде путешествовать – и в России тоже!» – написал Сергей Самохвалов.
По словам директора Центра стратегического анализа и разработок Союза туризма и гостеприимства Романа Еремяна, это хорошо, что в правительстве осознали суммы недополученных от туризма доходов, утекающих за рубеж. Чтобы деньги оставались в России, нужно правильно выстроить приоритеты. «Наш рынок очень маленький. При этом в радиусе 3 часов полета от европейской России проживает 12% населения планеты, генерирующих 26% мирового ВВП. Покупательная способность этой аудитории потенциальных туристов в 14 раз больше, чем внутреннего рынка России. Вывод очевиден – если у нас будет туристическая инфраструктура, которая может привлечь людей оттуда, то и россияне также будут оставаться и тратить деньги в стране. Потому что зачем куда-то лететь, если у тебя есть такое конкурентоспособное предложение, ради которого иностранцы сюда едут. Если же закрываться изо всех сил, тарифы ставить запретительные, какие-то поборы вводить, то не будет никакого стимула для развития внутренней туристической инфраструктуры, по качеству и конкурентоспособности сопоставимой с мировым уровнем», – говорит эксперт.
По его словам, проблема в том, что, планируя нацпроект, в правительстве ставят взаимоисключающие цели: «Если в приоритете социальная задача в виде наращивания количества поездок граждан по стране, доходы которых снижаются с 2012 года, то придется массово строить дешевую и примитивную инфраструктуру. И она всё равно не окупится, так как многочисленный бюджетный сегмент не обеспечивает даже минимальной рентабельности инвестиций. Привлекательной для иностранцев она тоже не станет. Увеличить экспорт услуг, т. е. решить задачу развития коммерческого туризма, созданием такой примитивной туринфраструктуры не получится. И удержать платежеспособных граждан от поездок за рубеж – тем более. Те, у кого есть деньги, всё равно будут уезжать и тратить их за пределами страны. А здесь на отдых останутся те, у кого денег нет».