По данным аналитической компании PhocusWright, в Европе доля туров, продаваемых онлайн, в прошлом году составила 34 %. Причем большую часть, 26 %, туристы приобретали на сайтах туроператоров и только 8 % – на страницах агентств. Об этом корреспонденту портала Tourdom.ru сообщил Леонид Пустов, организатор конференции Travelhub, на которой тема онлайн-продаж турпакетов будет обсуждаться 23 мая.
По его словам, российский рынок отстает от европейского примерно на семь лет, поэтому подобных показателей Россия достигнет не раньше 2026 года: «Такие выводы можно сделать исходя из динамики сегмента электронной коммерции в целом. Например, сейчас в нашей стране доля продаж туристических услуг в Интернете составляет 37 %, а в Европе – более 50 %. По прогнозу экспертов, в 2022 году половина всех туруслуг в России будет покупаться онлайн. Это показатель, характеризующий степень зрелости рынка».
По информации Onlinetours, объемы онлайн-продаж туров у нас растут медленно, сейчас они не превышают 6–7 %. Как отметил гендиректор компании Константин Победкин, за последний год этот показатель увеличился минимум в 1,5 раза, аналогичной динамики можно ожидать и в последующие годы. «В ближайшие пять лет покупки турпродуктов в сети могут достичь 25 %. Но главное отличие российского и европейского рынков – в структуре продаж. Пока около 50 % туров, проданных онлайн, приходится на ОТА, вторая половина – на туроператоров. И мы пока не видим тенденций к изменению существующего порядка», – подчеркнул эксперт.
По оценке наблюдателей, значительную роль в онлайн-проникновении также играет стоимость турпакетов. Так, в сегменте дорогих поездок (180–300 тысяч рублей) всего 2 % приходится на онлайн, тогда как 20 % туров дешевле 40 тысяч рублей продаются в Интернете. В этом смысле турагентам не стоит особенно опасаться грядущих изменений: туристы покупают в сети те продукты, на которых розница практически ничего не заработает.