На портале правовой информации 14 марта опубликован закон о мерах поддержки гражданской авиации, подписанный президентом Владимиром Путиным. Это поправки в Воздушный кодекс, которые позволят перевозчикам сохранить иностранные самолеты и продолжить их эксплуатацию, однако эксперты прогнозируют сложности.
Как передает ТАСС, закон даст возможность «регистрировать права на иностранные самолеты», используемые авиакомпаниями России по договорам лизинга, и выдавать им отечественные сертификаты летной годности. Специалисты, опрошенные TourDom.ru, считают, что это не совсем точная формулировка.
«Правовой режим с точки зрения гражданского права не меняется. Имущество (самолеты. – Ред.) как принадлежало своим владельцам, так и будет им принадлежать. Закон вносит корректировки в уже действующие нормы. Это упрощение порядка регистрации лайнеров в российской юрисдикции, благодаря чему российские перевозчики смогут продолжать полеты на иностранных самолетах по сертификату летной годности Российской Федерации», – объяснил главный редактор Avia.ru Роман Гусаров. Он проводит аналогии с автомобилями: «сняли с учета в одном месте и поставили в другом».
Ускоренная регистрация в российском реестре решит проблему, с которой ранее столкнулись отечественные перевозчики: Управление гражданской авиации Бермудских островов, где в основном и были «прописаны» самолеты, аннулировало сертификаты летной годности. Без них летать нельзя, в том числе и по Воздушному кодексу РФ, поэтому для продолжения эксплуатации потребовались срочные юридические изменения для упрощения российской «прописки».
Нюанс в том, что провести процедуру перевода самолетов в российский реестр перевозчики могут только с согласия собственников. В основном это иностранные лизинговые компании, которые оказались в щекотливой ситуации. С одной стороны, они вынуждены подчиняться санкциям и заявили требования об отзыве самолетов до 28 марта. С другой – сами же не заинтересованы в этом, так как вернуть самолеты из-за закрытия воздушного пространства им сложно и, самое главное, не нужно. Единовременный возврат сотен самолетов чреват финансовыми проблемами для владельцев, так как найти им другое применение практически невозможно – нет спроса. «Хотели бы забрать самолеты, забрали бы», – говорит Гусаров.
Еще один эксперт, с которым консультировался TourDom.ru, подтверждает: самолеты не нужны иностранным лизингодателям, с ними идут переговоры, в том числе, возможно, и об условиях выкупа. Закон, подписанный президентом, прямо не упоминает о такой возможности, однако наделяет правительство правом в 2022 году устанавливать особенности исполнения договоров лизинга.
Не дожидаясь этого, авиакомпании, в том числе аффилированные с туроператорами, уже массово подают заявки на перерегистрацию самолетов, и, скорее всего, процесс завершится в ближайшее время. Некоторые перевозчики даже отчитались о результатах. Например, Utair заявила о переводе 50 из 59 своих боингов.
Роман Гусаров уверен, что прошедшие перерегистрацию самолеты могут летать не только по России, но и за границу, так как их эксплуатация полностью контролируется российскими властями и больше не зависит от решений со стороны иностранных юрисдикций. «Nordwind и AZUR air летают за рубеж – они уже имеют российскую регистрацию», – приводит примеры эксперт.
Сохранить самолеты можно, но в дальнейшем, скорее всего, возникнут сложности с их обслуживанием. Перегнать самолеты для плановых работ на базы во Франкфурт или Тулузу больше нельзя. Пройти техобслуживание можно и в России, технические центры есть, но справятся ли они с повышенной нагрузкой и где они возьмут запчасти в необходимом количестве, пока неясно. «Это хорошо, что беспризорные самолеты обрели прописку. Но дальше может начаться авиационный каннибализм, когда недостающие детали будут переставлять с борта на борт, и поиски неофициальных каналов для закупки через другие страны», – говорят эксперты. Если эти проблемы не решить, авиакомпаниям будет сложнее обеспечивать регулярность рейсов, из-за отсутствия запчастей могут возникать сбои в расписании.