Источник, близкий к структурам федеральной власти, рассказал порталу TourDom.ru, что, по имеющейся у него информации, уже до конца апреля может быть достигнута договоренность между Росстатом, Минтрансом и Федеральной антимонопольной службой (ФАС) о единой методике определения динамики цен на авиабилеты по России. До сих пор все три ведомства используют существенно отличающиеся подходы. За основу должны взять методику Минтранса. «Сейчас донастраиваются единые критерии и алгоритмы»,– пояснил наш собеседник.
Наличие нескольких методик расчета, дающих разные цифры, приводит к тому, что принимать выверенные управленческие решения для стабилизации цен авиабилетов Минэку крайне сложно. На необходимость контролировать стоимость перелетов по России, не допускать ее чрезмерного роста не раз обращал внимание президент Путин. В частности, о том, что «вопрос должен быть в приоритете как у перевозчиков, так и у Министерства транспорта и других профильных ведомств», глава государства напоминал в ходе видеосовещания с членами Правительства РФ 7 февраля.
Возможно, триггером для того, чтобы тема выработки единой методики наконец-то сдвинулась с мертвой точки, стало совещание в Минэке, состоявшееся в начале марта. Один из участников совещания рассказал порталу TourDom.ru, что представители Росстата и Минтранса привели в разы отличающиеся данные об удорожании авиабилетов по России по итогам 2023 года. Статистическое ведомство назвало цифру 22%, а транспортное – чуть более 5%. Это привело к острому спору – чья информация объективна. В итоге глава Минэкономразвития Максим Решетников предложил оппонентам совместно выработать единую методику определения ценовой динамики.
Тот факт, что Росстат использует крайне нетехнологичный подход, давно вызывает недоумение экспертов. Например, информация о стоимости проживания в отелях собирается вручную: «на их сайтах, по телефону или путем непосредственного посещения». Не лучше обстоит дело и со сбором данных о тарифах на авиабилеты – не учитываются ни динамическое ценообразование, ни тот факт, что часть авиаперевозки продается через туроператоров по контрактным ценам, отличающимся от тех, что указаны в системах бронирования, и т. д. По мнению специалистов в области авиации, методика Минтранса гораздо более объективная. Она построена на данных о фактических продажах авиабилетов авиакомпаниями с учетом объемов реализации. Если за основу действительно возьмут именно ее, в Минэкономразвития будет поступать более достоверная информация.
Напомним, буквально неделю назад ФАС возбудила административное дело в отношении S7 Airlines по поводу «завышения цен на авиабилеты». Некоторые наблюдатели считают, что перевозчик попал под раздачу незаслуженно. Однако в ситуации, когда разные ведомства на свое усмотрение решают, что такое «слишком дорого», отстоять свою позицию авиакомпании непросто.